Смекни!
smekni.com

Политическая система общества 11 (стр. 5 из 9)

6) методы государственного управления, доля убеждения, силового принуждения и открытого насилия при поддержании стабильности политической системы и воспроизводства институционального порядка в обществе.

С учетом всех этих параметров политический режим можно определить как определенный социальный механизм соединения власти, общества и граждан, который функционирует в рамках политической системы общества, преследуя цели ее стабилизации, воспроизводства, опираясь на социальные интересы и используя различные методы.

В политической литературе выделяются три основных типа политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитарный. Рассмотрим же каждый из этих типов политических режимов, выделяя их характерные черты.

Демократический режим.

Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Слово демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) в переводе с греческого означает власть народа. Однако в политологической литературе существует множество мнений о принципах осуществления этой власти. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства и ограничении и контроля над ней, основных правах граждан, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, защите интересов меньшинства и т. д.

Многогранность термина «демократия» обусловлено развити­ем человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан, в отличие от правящего монарха тирана или аристократии.

Местом рождения демократии является город-государство Афины, V век до н. э. (Перикловы Афины). Центральным политическим институтом в Афинах в VI — V веках до н.э. было Собрание, привлекавшее обычно 5—б тысяч участников и открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы и иностранцы исключались). Собрание простым большинством голосов могло решать любые внутренние проблемы безо всяких правовых ограничений. Суды проводились присяжными в составе 501 гражданина, также большинством голосов решавших, виновен человек или нет.

Лидеры Собрания не избирались, а тянули жребий, поскольку афиняне считали, что любой гражданин способен занимать государственную должность. Существовали также специальные исполнительные институты в лице избранных правителей. Однако ответственность за принятие наиболее важных решений ложилась на плечи граждан — членов Собрания.

Афинская демократия имела и внутренние слабости. Не случайно классики античной мысли Платон и Аристотель назвали демократию худшей формой правления. Низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать «народовластием». Вследствие этого режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы), а те в свою очередь порождали тиранию. Отрицательная оценка демократии классиками античной мысли в какой-то мере повлияла на ее судьбу. Демократия стала восприниматься негативно, и этот термин был вытеснен из политического обихода.

Новый этап в понимании демократии сложился в Новое время под влиянием идеологов буржуазных революций XVII — XVIII вв. и практики формирования демократических режимов в странах) Западной Европы и США. Формирование данной концепции демократии было связано с потребностями обоснования нового характера отношений между властью и подданными, вызванного появлением институтов гражданского общества, требований автономии и социального равенства индивидов. Идеологами демократии был провозглашен суверенитет народа как источник власти в государстве, признано равноправие граждан при формировании законодательных органов власти, разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнение, выборность основных органов власти.

Основополагающий принцип демократического правления — участие граждан при формировании органов власти, осуществлении власти, принятии и реализации властных решений. Однако уже в Новое время сформировались различные подходы в истолковании этого принципа. Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, понимает это участие как прямое правление народа. По Руссо, народ сам способен выразить свою единую волю; общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительства и составления законов.

Теория представительной демократии отрицает наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа, по мнению сторонников этой теории, невозможно уже потому, что люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. В связи с этим общество рассматривается как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов. Эти группы избирают своих представителей в органы власти. Принцип соучастия всех граждан в формировании органов власти и реализации ее решений в данной концепции отходит на второй план, а на первый выдвигается принцип ответственного и компетентного правления. Источником власти признается народ, который выражает свою волю не прямо, а опосредованно через своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. В этом случае, с одной стороны управлением занимаются специально подготовленные люди, а с другой стороны, их деятельность может быть эффективной, поскольку опирается на поддержку большинства населения.

Исходя из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических государств, можно выделить следующие основные принципы демократического режима:

1. Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается невозможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень тех полномочий, которые граждане передают своим избранникам и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.

Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в Центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируют невыборные органы исполнительной власти. Главным признаком всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д.

4. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено — разрешено».

5. Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе, если для этого нет ограничений установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.

6. Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.

7. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство — это правовое государство. Правовое государство в интересах гарантирования прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом.