3.Происхождение и развитие теории экстерналий.
Британский экономист Артур Пигу (1877 – 1959) (Кембридж) был одним из лучших учеников А. Маршалла. Когда он ушел на пенсию, Пигу заменил его во главе Кэмбриджских экономистов, укрепив основу так называемой Кэмбриджской школы экономики. В своей самой известной работе Economics of Welfare (1920) А. Пигу развил теорию экстерналий. Экстерналии – это издержки или выгода, которые получают другие, и за которые не несет ответственности актор, который создал их. Пигу рекомендует нейтрализовать негативные экстерналии (издержки) налогами, а позитивные экстерналии – субсидиями. Анализ Пигу стал мэейнстримом и был широко использован практически на протяжении 20 века. Только в начале 1960-ых Роналд Коуз показал, что в налогах и субсидиях нет необходимости, если партнеры по сделке, т.е. люди, которые вынуждены нейтрализовать экстерналии, и люди, которые являются причиной их возникновения, могут договориться об условиях взаимодействия. Теория общественного выбора еще больше подорвала доминацию теории экстерналий Пигу. Экономисты теории общественного выбора, равно как и представители австрийской школы, задолго до них показали, что провалы правительства случаются гораздо чаще и их последствия опаснее для функционирования экономики в целом.
По сути дела Пигу, заложил теоретический фундамент для широкого государственного интервенционизма. Если рынок не способен создать предложение общественных товаров, то за него это должно сделать государство. Такова была логика Пигу и его последователей. Здравоохранение, программы помощи различных социальным группам, образование, дороги, научно-исследовательская деятельность, внутренняя и внешняя безопасность, охрана окружающей среды – все эти сферы были включены в разряд общественных секторов, в которых должны производится общественные блага. По мере социализации экономики количество общественных благ росло. Советский тип экономики представлял собой доведенную до логического конца теорию экстерналий.
Общественные товары (public goods) имеют две важные характеристики: неисключаемость (не плательщиков нельзя исключить из списка получателей благ данного товара или услуги) и «не конкурентное потребление» (nonrivalrous consumption). (Если кто-то заплатил за фейерверк, то его могут смотреть не только те, кто купил билеты на лужайку( проблема free rider – фрирейдерства). Если не решить данную проблему, то товары и услуги, которые пользуются спросом, не будут произведены). Примером «не конкурентного потребления» является следующая ситуация. Допустим, организатор представления решил ограничить доступ к месту концерта на открытом воздухе. Но если поле (стадион), где он проводится, достаточно большое, то те люди, которые заплатили за билет, будут смотреть концерт на таких же условиях, что и другие люди, которые могут оказаться на данной территории. Экстерналии имеют место, когда действия одного человека оказывает воздействие на благосостояние другого, и издержки и выгоды, которые относятся к данным взаимоотношениям, не отражены в рыночных ценах. Позитивные экстерналии – это когда соседи получают выгоду от того, что я, наконец, убрал свой двор и покрасил забор. Проблема фрирейдерства и позитивных экстерналий – это две стороны медали. Негативные экстерналии имеют место, когда действие одного человека наносят ущерб другому. К примеру, владелец фабрики, загрязняя воздух, не включает стоимость очистки в затраты.
Рынок часто эффективно решает проблему фрирейдерства. Бизнесы используют способы исключения фри рейдеров. Услуги кабельного телевидения (кодирование), платные дороги, пожарные услуги. Многие частные компании поставляют услуги, которые традиционно считаются «общественными». Так супермаркеты и магазины платят за дроги и освещение, туалеты и места отдыха. Традиционный пример общественных благ всех учебников «Экономикс» - маяк. Исторический факт: маяки в 19 веке на побережье Англии, на основании изучения событий которых был и сделан вывод об экстерналиях и фрирейдерстве, были частными.
Лучший способ решить проблему экстерналий – это четко определись индивидуальные права собственности. Проблема очистки озера или реки становится проблемой фрирейдерства, если у озера нет владельца. В этом случае собственник может снимать плату с различных пользователей его собственности. На Британских островах многие озера находятся в частной собственности. Через институт прав собственности можно решить и проблему использования земли, и редких видов животных и растений. В Африке, к примере, количество слов растет в Зимбабве, Малави, Намибии и Ботсване – в странах, где разрешено коммерческое выращивание слонов. Так в Зимбабве популяция слонов выросла с 30 тыс. в 1979 г. до 70 тыс. к концу 90-ых. В странах же, которые запрещают охоту на слонов, количество слонов резко уменьшилось. Когда Кения вводила запрет на охоту слонов, их было 140 тыс. (1970 г.) К концу 90-ых их стало всего 16 тыс. Проблемы с загрязнение воздуха решаются сложнее, потом что сложно определить права собственность на этом специфическом сегменте.
В начале XXI века все больше экономистов склоняются к мнению, что последствия реализации мер государственного регулирования, направленного на решение проблем экстерналий, должны сравниваться с негативным эффектом действия рынка. Если нет очевидных преимуществ интервенции, то необходимо использовать методику laissez faire. У бюрократов очень мало стимулов прислушиваться к мнению потребителей. Зато они четко знают, как использовать бюджетные деньги для реализации своих личных бизнес планов. Чиновники часто создают проблему «forced riders» (принужденных рейдеров), заставляя людей поддерживать ненужные проекты или проекты с чрезвычайно низким коэффициентом отдачи.