Смекни!
smekni.com

Власть как явление общественной жизни 3 (стр. 2 из 3)

Взаимодействие способов власти, их постоянное движение составляют основу процесса властвования, который реализуется, регулируется через механизм власти. Последний включает прежде всего государственные органы и другие политические институты и право.

4. Легитимность и эффективность власти.

Политическая власть, закрепленная конституцией, приобретает в обществе юридическую законность. Однако такая власть может по-разному оцениваться. Признание большинством народа (не всеми) права данной власти управлять и согласие ей подчиняться называется легитимностью (от латинского – законность). История знает многие формы легитимности, которые зависят прежде всего от мотивов подчинения. Наиболее распространенной является классификация легитимности М. Вебером, который выделяет три главных ее типа: а) традиционная легитимность основана на привычке повиноваться, традициях (монархия); б) харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар («харизму») лидера, которого часто обожествляют, создают культ личности. Такое особенно часто встречается в период революционных перемен, когда в обществе еще нет традиций или демократически выраженной воли большинства; в) рационально-правовая, демократическая легитимность, источником которой в отличие от эмоциональной харизматической выступает рационально понятый интерес. Власть избирается на основе демократических процедур, она основывается на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям. Кроме указанных типов легитимности называют еще идеологическую легитимность, основанную на господстве государственной идеологии, классовую легитимность и другие. С понятием легитимности тесно связано понятие эффективности власти. Под эффективностью понимается результативность власти, степень выполнения ею функций в обществе, реализации ожиданий граждан. Легитимность и эффективность власти это два важнейших фактора ее стабильности, доверия и поддержки ее гражданами, устойчивости общества в целом.

Легитимность не является постоянным, раз навсегда данным качеством власти. Последняя должна систематически подтверждать перед народом правильность и целесообразность своих действий (в разного типа обществах – разными методами воздействия. В демократическом обществе – путем выборов, референдумов и т.п.). Цель здесь – достижение национального согласия власти и общества, что является наиболее действенным способом управления обществом, укрепления его социально-политической стабильности, достижения намеченных задач его развития.

ТЕМА: Политическая культура.

1. Понятие «политическая культура».

2. Структура политической культуры.

3. Основные черты и типология политической культуры.

4. Функции политической культуры.

1. Понятие политической культуры.

Культура – это очень широкое понятие. Оно по существу включает все то, что сотворено человеком: производство и быт, духовные ценности, традиции и фольклор, нравственные устои, политику и право. Политическая культура – часть этого общего понятия. Она сформировалась позднее других видов культуры вместе с возникновением политики и государства.

Термин «политическая культура» был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVII веке, однако само понятие идет еще от Платона и особенно Аристотеля. В России проблемы политической культуры исследовал В.И. Герье (70-е гг. XIX в.). Особенно интенсивно вопросы политической культуры стали разрабатываться в 50-80-е гг. XX века (Г. Алмонд, С. Верба), когда в связи с обострением глобальных, особенно экологических проблем научная мысль приходит к осознанию пагубности отрыва политики от нравственности, от культуры в целом.

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои коренные социально значимые интересы, потребности, ожидания. Однако реализация этих интересов может осуществляться лишь посредством прохождения через цепочку политических институтов, элит, лидеров и т.п. Качество, нормы, уровень как артикуляции (определения и представления во власть) коренных интересов социальных субъектов, так и деятельности политических институтов обусловлено господствующей в обществе политической культурой.

Политическая культура является нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство населения. Она представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочиванию политического опыта и регулированию политического поведения всех социальных субъектов общества. Политическая культура включает не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.

Не все продукты политической деятельности предшествующих поколений составляют багаж политической культуры. Многие из них, не будучи воспринятыми согражданами и их потомками, бесслед­но исчезают. Как и в культуре в целом, здесь происходит фильтра­ция, отсеивание случайного, мнимого. Остается устойчивое, повто­ряющееся, передающееся от поколения к поколению в течение истори­чески более или менее длительного периода.

Передача политических ориентации, установок, убеждений, опы­та, образцов поведения осуществляется через политическую культу­ру. Она выступает способом воспроизводства политических характе­ристик социального субъекта. Политическая культура - это систем­ное духовно-практическое качество социального субъекта, формиру­ющееся посредством воспроизводства поколениями людей своих устойчивых политических характеристик.

2. Структура политической культуры.

Из сказанного вытекает, что политическая культура - это сложная система, состоящая из многих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Отметим важнейшие из них:

a) политичес­кие потребности, интересы и ожидания всех социальных субъектов общества;

б) знания о политике;

в) убеждения, ценностные ориентации, суждения и оценки политических событий, политические стереотипы;

г) политическое сознание;

д) характер политического мышления, в значительной мере обусловленный состоянием коллективного подсознания общества, его глубинных эмоционально-психических зон (менталитет);

е) признанные в обществе политические нормы, традиции, образцы поведения как юридические, так и нравственные;

ж) навыки и способы политической деятельности, умение и опыт;

з) политические символы (гимн, флаг, а также способы отношения
к ним общества).

Важно подчеркнуть, что в понятие структуры вхо­дит не только совокупность элементов, но и единство устойчивых взаимосвязей между ними, система взаимодействия перечисленных элементов. Все элементы политической культуры органически связаны друг с другом. Только все они в совокупности определяют ее сущ­ность. Подчеркнем роль политического сознания (см. соответствующий раздел настоящего учебно-методического пособия) и особенно роль подсознательных импульсивно-эмоциональных моментов, менталитета в формировании того или иного характера политической культуры, чему до последнего времени явно недостаточно уделя­лось внимания.

При изучении структуры политической культуры необходимо учи­тывать ее многоуровневый характер (личность, социальная группа, общество, государство), а также различия в способах формирования и реализации политической культуры на том или ином уровне. Это означает, что все элементы политической культуры в совокупности определяют уровень и качество функционирования всех элементов по­литической системы общества (государственных учреждений, лидеров, элит и т.д.). Однако в характере их политической деятельности проявляются не только общие черты политической культуры, но и различия, определяемые спецификой того или иного уровня.

3. Основные черты и типология политической культуры.

Конкретное содержание понятия политической культуры раз­лично в зависимости от уровня развития общества, политического режима в стране и т.д. Для демократического общества, политичес­кой основой которого является правовое государство, это, по край­ней мере, следующие характеристики:

- самоценность человеческой жизни, счастье человека, приоритет общечеловеческих ценностей над всеми прочими социальными ценностями (классовыми, этнически­ми и т.п.);

- осознание необходимости политического плюрализма (множества мнений, идей, партий), отражающего многовариантность путей исторического развития;

- терпимость к инакомыслию (толерантность);

- верховенство гражданского права и гражданского общества как гаран­тия против бюрократизма, монополизма и тоталитаризма;

- нацио­нальное согласие власти с обществом, ненасилие как основной прин­цип общественной жизни в сочетании с цивилизованным насилием по отношении к нарушителям закона;

- единство цели и средств ее осу­ществления как гарантия от деформации самой цели и др.

На уровне личности политическая культура такого общества предполагает граж­данскую активность, инициативность во всех сферах жизни, знание законов и законопослушание, ответственность перед обществом и самим собой за свои деяния.

Типология политической культуры, как и всякая классификация, зависит от того, какой критерий положен в ее основу. Наиболее универсальной, на наш взгляд, является классификация на основе различий в политических ориентациях людей (Г. Алмонд и С. Верба), согласно которой выделяется четыре типа политической культуры:

1. патриархальный (политические ориентации неотделимы от рели­гиозных и социальных);