2. подданнический (пассивный по содержанию);
4. «Культура гражданина» (смешанный тип).
Последний наиболее предпочтителен для современного демократического общества. Можно провести классификацию по социально-классовому признаку (пролетарская, крестьянская и т.п.), по идеологическому признаку (коммунистическая, социал-демократическая, либеральная и т.п.), по национально-территориальному признаку (западноевропейская, англосаксонская, восточная, азиатская и т.п.), по характеру политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная) и другие виды политической культуры.
В обществе господствует тот или иной тип культуры. Чем явственнее господство, тем определеннее общество. Однако при этом продолжают существовать и другие типы культуры. Так, в демократическом обществе имеются элементы патриархальной и авторитарной культуры, что в определенных условиях создает возможность перехода общества на путь авторитаризма. Особенно сложной является картина в обществах переходного типа. Так, в современной России пока преобладает культура подданнического типа, существует активистский тип (левый и правый радикализм), зародилась и набирает силу культура гражданина. Социальная неоднородность общества обуславливает существование различных подтипов основного типа культуры («субкультура»). Различают политическую субкультуру различных социальных слоев: интеллигенции, женскую, молодежную и т.п. Для молодежной субкультуры характерно преобладание так называемого нонконформизма (т.е. несогласия с властью), радикализм, культ силы. Для старших поколений наибольшими ценностями является стабильность, традиции, опыт. Женщины отличаются от мужчин меньшей вовлеченностью в политику, большей склонностью к поддержке партий и организаций консервативного направления. Мирное "сожительство" и взаимодействие культур - источник стабильности общества. В социально разобщенном социуме существует политическая контркультура, направленная против господствующих политических отношений. При несовпадении интересов политической культуры, контркультуры и субкультур возникает угроза распада единой и образования фрагментарной политической культуры. Последняя характеризуется утерей общих идеалов и ценностей, приоритетом местничества, национализма, группового эгоизма. Фрагментарная политическая культура - неизбежный спутник революций, переломных периодов общественного развития.
Политическая культура - не изолированное явление. Она - своего рода подсистема в системе общей культуры, и находится в тесной зависимости от других ее видов: экономической, бытовой, правовой, нравственной и т.п. культуры. Единство всех видов культуры обусловлено гуманистической сущностью их родовой основы - культуры в целом.
Особенно тесная зависимость отмечается между культурой политической, правовой и нравственной. Все юридическое имеет политическую природу. Закон регулирует отношения между социальными группами, личностью и государством (т.е. определяет политические нормативы общества). Политическая культура формирует уважение к правовым нормам и стремление к их исполнению.
Взаимозависимость политической и нравственной культуры прослеживается на протяжении истории человечества с древнейших времен. Модели идеального государства (Платон, Аристотель, Дж. Локк, И. Кант и многие другие) ставили целью достижение счастья человека. В то же время практическая политическая история полна расхождения между нравственными и политическими нормами. Вторая половина XX – начало XXI века, обнажившая перед человечеством глобальные проблемы, со всей силой поставила вопрос о необходимости приоритета общечеловеческих ценностей не только в рамках отдельных государств, но и во всемирном масштабе. Все более очевидным становится факт, что политика, игнорирующая гуманитарные общечеловеческие ценности в угоду классовым, групповым, личным не имеет исторической перспективы.
4. Функции политической культуры.
Поскольку политическая культура есть часть культуры как универсального понятия, ее функции совпадают в целом с функциями последней. В сфере политической культуры наиболее действенно "работают":
- Познавательная (иногда ее называют гносеологическая) функция - это познание и освоение политической действительности, основной способ формирования политического сознания общества.
- Коммуникативная функция. Обеспечивает обмен политической информацией, распространение знаний, умений и навыков участия в политической жизни. Посредством этой функции осуществляется не только общение, передача политического опыта между современниками, но и от поколения к поколению, т.е. постоянное воссоздание и функционирование самой политической культуры в обществе во временном пространстве.
- Регулирующая функция связана с воздействием на поведение людей и политических институтов, особенно в процессе подготовки и принятия политических решений. Если "нормы" этих решений соответствуют доминирующей в обществе политической культуре, то процесс взаимодействия власти и общества будет развиваться успешно. Несовпадение таких норм с уровнем и характером политической культуры в стране обрекает эти нормы на отторжение, на конфронтацию между обществом и властью, на дискредитацию реформ в глазах народа.
- Интегративная (объединяющая) функция служит консолидации всех слоев общества на основе доминирующих ценностей, идей, принятых норм и принципов политического общежития. Политическая культура выступает здесь своеобразной опорой существующей политической системы, обеспечивает ее стабильность и устойчивость.
- Воспитательную функцию можно еще обозначить как функцию политической социализации личности. Ее суть состоит в том, что через механизм политической культуры происходит приобщение личности к политической жизни данного общества, совершенствование интеллектуальных способностей, навыков активного и полноценного участия личности в управлении. Политическая культура развивает в человеке чувство гражданской ответственности, способствует следованию принятым в обществе эталонам поведения, прививает политическую этику. Функция политической социализации служит действенным рычагом в размывании патриархального и подданнического типа политической культуры и превращении «культуры гражданина» в доминирующий тип. А это является важнейшей основой демократического гражданского общества и правового государства.
Литература:
1. Гуманитас. Humanitas. Том IV. Социология. Политология. Учебно-практическое пособие. М., 2006. стр. 377-386.
2. Василенко И.А. Политология. М., 2004. Глава 10.
3. Ирхин Ю.В. Социология культуры. М., 2006.
4. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2004. Глава 18.
5. Трушков В.В. Политическая культура. М., 2002.
6. Гуманитас. Humanitas. Том IV. Социология. Политология. Учебно-практическое пособие. М., 2006. стр. 272-281.
7. Василенко И. А. Политология. М., 2004. Глава 2.
8. Мухаев Р. Т. Политология. М., 2005. Тема 5
9. Муштук О. З. Политология. М., 2006. Раздел 1.
10. Реутов Е. В. Общество и власть. Кризис легитимности.//Социс. 2006, №1. стр. 82-88.