Смекни!
smekni.com

Политические партии, тоталитаризм (стр. 2 из 2)

Тоталитарный режим, по определению русского мыслителя Г.П. Федотова, стремится «к полному овладению человеческой личностью, к совершенному ее использованию в интересах государства…».

Исследователи тоталитаризма оперировали набором признаков, отличающих данную систему от всех других. Карл Дейч насчитывал три таких признака (мобилизация масс государством, единство руководства, эффективная исполнительная власть), Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский – шесть (идеология, отрицающая прежний порядок и сплачивающая общество во имя построения нового мира; единственная массовая партия во главе с вождем, интегрированная с государственной бюрократией; террористический полицейский контроль; контроль партии над средствами массовой информации; контроль над всеми силами, располагающими оружием; централизованное бюрократическое руководство экономикой). Имеется немало и других попыток классифицировать критерии тоталитаризма.

Выделяя различные признаки, можно констатировать, что имеется шесть основных критериев, позволяющих говорить о наличии тоталитарной власти:

― тотальная идеология;

― единственная правящая массовая партия;

― тотальный контроль над СМИ;

― контроль над экономикой и профессиональной деятельностью;

― полицейский и идеологический контроль;

― беспощадное использование террора.

Эти черты характерны для обеих разновидностей тоталитаризма, известных до сих пор: национал-социалистическая (часто именуемой фашистской) и «социалистической» (связанной с именами Сталина, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена, Пол Пота).

Тоталитаризм не терпит никакой автономной политической силы.

Тот факт, что фашистские и коммунистические движения в Европе ожесточенно боролись друг с другом, вовсе не свидетельствует об их противоположности.

Тоталитаризм, наряду с прочими его характерными особенностями – это постоянно искусственно взвинчиваемая атмосфера истерии и паранойи, неустанных призывов к самоотверженной борьбе, к самопожертвованию во имя «будущего». Борьба, непрекращающаяся борьба – вот лейтмотив тоталитаризма; эту систему нельзя представить себе в спокойном, стабильном состоянии, в обстановке нормальной рутинной работы.

Главная ставка – на молодежь с ее энергией и энтузиазмом, с ее политической неопытностью и отсутствием иммунитета против броских, эффективных, боевых лозунгов.

В принципе тоталитарная система не терпит наличия класса, имеющего автономную базу для своего существования, не зависящего целиком и полностью от государства.

Нацизм доказал, что возможно создать полностью тоталитарный режим и без ликвидации социальных сил, обладающих автономной экономической базой; достаточно держать эти силы под контролем.

Тоталитаризм представляет собой единую и цельную конструкцию, вполне завершенную пирамиду, на верхушке которой обязательно находится харизматический вождь, наделенный имиджем гения, сверхчеловека, пророка и провидца будущего, личность непогрешимая и всезнающая, проповедник единственно верного учения, которое призвано обеспечить нации величие и процветание, и более того – открытого перед всем человечеством путь к построению нового , справедливого и счастливого мира. Идеология и культ вождя неразрывно связаны.

Э. Соловьев обращает внимание на такую общую для ставших тоталитарными стран черту, как «модель догоняющего развития». Эти страны объединяет предельная сжатость сроков первичной модернизации, потребовавшая колоссального напряжения моральных усилий и предельной концентрации ресурсов.

Следует особо подчеркнуть то потрясение, которое испытывает общество от военного поражения.

Можно сделать вывод, что установлению тоталитарных режимов предшествовали, наряду с экономическими бедствиями и падением уровня жизни населения, такие явления, как дезориентация и деморализация общества, социальная атомизация, ощущение огромными массами совершенно аполитичных людей своей полной беспомощности и беззащитности (именно эти массы и стали опорой тоталитаризма).

Вероятно, только в России сохраняется возможность возрождения тоталитаризма – уже не советского, коммунистического, разумеется, а иного. Сегодня это выглядит малоправдоподобно, это – наихудший сценарий. Если он, как можно надеться, не будет реализован – значит, тоталитаризм, это цудовищное порождение двадцатого века, вместе с ним и уйдет в прошлое.

Список литературы:

1. Волков Ю.Г. «Политология в вопросах и ответах».

2. Радугин. А. А. "Политология".

3. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003 г.

4. Мирский Г. Ушел ли тоталитаризм вместе с двадцатым веком? // Мировая экономика и международные отношения, 2002, №1.