После итогов перестройки и осуществляемых реформ в геополитической доктрине России необходимо определить следующие наиболее важные аспекты и направления:
1.Сохранение своей геостратегической безопасности путем восстановления на новом уровне высшей формы государственности на основе единства экономических, культурных, исторических и духовных ценностей всех народов евразийского континента.
2. Идя на отказ от прямого политического контроля над закавказскими и среднеазиатскими республиками, сделать прорыв во внешнеполитической деятельности России по созданию с Китаем, Индией, Ираном, Афганистаном, (возможно, и с Пакистаном) мощного мирного евразийского блока, ориентированного внутриконтинентально на решение насущных экономических, технологических, экологических, аграрно-промышленных, образовательных, научно-технических и культурных задач, строго учитывая, что на евразийском континенте нет противоположения «высших» и «низших» рас. Как подчеркивал П.Н. Савицкий: «…над Евразией веет дух своеобразного братства народов, имеющий свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов различных рас - от германской (крымские готы) и славянской (дотунгусско-манчжурской, через звенья финских, турецких, монгольских народов). Это «братство народов» выражается в том,…что здесь легко просыпается «воля к общему делу». История Евразии, от первых своих глав до последних, есть сплошное тому доказательство. Эти традиции и восприняла Россия в своем историческом деле».
4. Глобализация и геополитические интересы России в начале ХХI века
Глобализация, по определению американского исследователя Т.Фридмана, это «неукротимая интеграция рынков, наций-государств и технологий, позволяющая индивидуумам, корпорациям и нациям-государствам достигать любой точки мира быстрее, дальше, глубже и дешевле, чем когда бы то ни было прежде… Глобализация означает распространение капитализма свободного рынка на практически все страны мира. Глобализация имеет свой набор экономических правил, которые базируются на открытии, дерегуляции и приватизации национальных экономик с целью укрепления их конкурентоспособности и привлекательности для иностранного капитала». Цели глобализации известны: политический либерализм и капитализм свободного рынка. По мере глобализации рынков и культуры, нелиберальная теория, объясняющая глобализацию, предполагает увядание суверенности отдельных стран, формирование нового типа «граждан мира», чья лояльность обращена уже не к отдельным правительствам, а к внегосудартвенным структурам. Глобализация подается как «в высшей степени привлекательная, придающая силу, невероятно соблазнительная дорога, ведущая к повышению жизненных стандартов». Особенностями глобализации стали компьютеризация, миниатюризация, использование цифровой технологии, волоконная оптика, связь через спутники, Интернет. Именно эти изобретения революционным образом действуют на экономический рост. За последние тридцать лет реактивная авиация сблизила все континенты. Символом прогресса стала приватизация индустрии и сферы услуг. Международный бизнес, крупный частный капитал в 1980-1990-е годы овладел всеми возможными ключевыми позициями в национальных экономиках крупнейших западных стран. Глобализация всеохватна, тотальна и предполагает транснациональные отношения, которые существуют на трех уровнях:
- экономическом(базовый институт\ ТНК(транснациональные корпорации));
- политическом (базовый институт\ транснациональный класс капиталистов);
- культурном (базовый институт\ коммерциализированная идеология );
В рамках мировой экономики, в условиях глобализации, выделяются группы обществ, образующих: центр, периферию и полупериферию системы. При этом внутри центра капиталистической мировой экономики устанавливаются отношения кооперации и конкуренции. Между центром и периферией --- отношения эксплуатации и зависимости. Полупериферия, находится с центром и периферией в отношениях смешанного типа. После окончания «холодной войны» первый, второй и третий миры прежней эпохи уступили место новому делению на готовых быстро адаптироваться к переменам и не готовых к этому. Первые вооружились новыми инструментами науки и технологии, а вторые считают перемены слишком болезненными, посягающими на слишком дорогие для них ценности. Аналитики бизнеса дают краткую формулу успеха в начале ХХI века: «Овладение богатством в наше время состоит в получении информации и ее приложении к средствам производства». Международный бизнес , крупный частный капитал в 1980-1990-е годы овладел всеми возможными ключевыми позициями в национальных экономиках крупнейших западных стран .
ТНК сегодня являются мотором глобализации, им принадлежат крупные производительные силы современного мира и полем деятельности является вся наша планета. В современном мире насчитывается около 2тыс.ТНК, среди них 500 крупнейших имеют совокупный продукт в 21,9 трлн. долл.(61% мирового валового продукта).Они контролируют капиталы в 35,6 трлн.долл. Их ежегодные доходы равняются 810 млрд.долл., в этих многонациональных компаниях заняты 84,5млн. человек., 93% их штаб-квартир расположены в США, Западной Европе и Японии. При этом 27 самых больших ТНК имеют американское происхождение.
В развитых странах править жизнью стала информатика. Новыми хозяевами жизни стали столпы мировой информатики. Одна лишь производящая компьютерные программы «Майкрософт» производит ныне богатств больше , чем гиганты «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер», вместе взятые. Подлинную революцию в информатике произвел Интернет, пользователи которого расположены на планете очень неравномерно: 50% живут в США, 40%- в Европе, 5%- в Японии и Корее, и лишь 5%-в остальном мире. Теоретики глобализации выработали доктрину-правило «золотого корсета» особенностью которого является то, что оно предписывает «один размер для всех». Согласно этому правилу, входящее в мировое разделение труда государство должно подчиняться ряду непреложных условий:
-частный сектор становится основным мотором экономического развития;
-поддерживается низкий уровень инфляции;
-бюрократический аппарат государства уменьшается;
-сокращаются до предела тарифы на импорт;
-ликвидируются ограничения на иностранные инвестиции;
-разбиваются внутренние монополии;
-приватизируются государственные предприятия;
-местная индустрия открывается миру;
-происходит отказ от квот на импортную продукцию;
-иностранцам предоставляется право покупать любые акции и ценные бумагии т.д.
Более всего глобализация привлекает лидеров мировой экономической эффективности, тридцать наиболее развитых государств, в которых живет 1/10 доля человечества, но которые владеют двумя третями мировой экономики, международной банковской системой, доминируют на рынке капиталов и лидируют в производстве.
Желающие присоединиться должны знать, что им придется приспособиться, несмотря на всю болезненность процесса, к унифицированному всех под давление неумолимого мирового пресса. Как считает исследователь К.Уолтс: «Сигнал, получаемый всеми правительствами, ясен: подчиняйтесь или страдайте». Глобализация ассоциируется с новой мировой стратификацией, когда определенные страны войдут в «око тайфуна»--- в центр мирового развития, в то время как другие страны безнадежно маргинализируются. Идеологи глобализации представляют государственное планирование, помощь и содействие как проявления экономического ретроградства, при этом уничтожение национальной идентичности чревато колоссальной дестабилизацией отдельных стран и мировой системы в целом.
Заключение
Приходится признать, что по совокупной геополитической мощи на данном этапе Россия уступает практически всем глобальным центрам силы. Значит, ей остается выбор в пользу позиционной стратегии, состоящей в конкретном российском случае из двух основных компонентов. Во-первых, удержания максимального числа стран СНГ в орбите российского притяжения. Здесь недостаточно политических намерений и деклараций, которые могут меняться в одночасье. Важны материальные связи и зависимости -- сохранение оставшихся и развитие новых экономических контактов России с государствами СНГ, экспансия российского государственного и частного капитала в ближнее зарубежье, являющееся для него "мягкой", доступной пока еще зоной (в данном случае такая локальная экспансия была бы направлена на сохранение традиционных российских сфер влияния и потому являлась бы частью общей позиционной стратегии), поощрение инвестиций СНГ в России, а также развитие широкой Россия-центристской военной кооперации в пространстве Содружества.
Во-вторых, со странами дальнего зарубежья, и, прежде всего с глобальными центрами силы, наиболее рациональна стратегия "балансирующей равноудаленности" (даже некоторой отстраненности России от международных дел под предлогом озабоченности делами домашними).
Сегодня вместо того, чтобы обижаться и выдавать все новые грозные, но ничем не подкрепленные и без реальных последствий политические заявления о своем "величии", Москве следовало бы скромно уйти до поры до времени во внешнеполитическую "тень", продолжая, однако, по возможности активную внешнеэкономическую деятельность. На протяжении последних десятилетий именно так вел себя Китай, находясь как бы вне международной политической суеты и без особых помех накапливая силы для выхода на авансцену мировой политики в роли глобальной державы.
Список использованной литературы
1. Гаджиев К. Введение в геополитику. М.: Логос, 2008.
2. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея-центр, 2007.
3. Колосов В., Туровский Р. Геополитическое положение России на пороге 21 века: реалии и перспективы // Полис. 2008. 3.
4. Могилевкин И. Метастратегия: проблемы пространства и времени в политике России. М.: ИМЭМО РАН, 2008.
5. Кокошин А. Ядерное сдерживание и национальная безопасность России // МЭМО. 2009. 7.
6. Куклина И. Деформация глобальных структур безопасности и Россия // МЭМО. 2009. 11.
7. Уткин А. Американская стратегия для 21 века. М.: Логос, 2008.
8. Ильин М.В. Перспективы сравнительного изучения политической модернизации. // Политическая наука. № 2, 2008, с. 33.