Смекни!
smekni.com

Россия в системе современных международных отношений (стр. 2 из 4)

2. Некоторые вопросы правопреемства государств в связи с распадом СССР

8 декабря 1991 года главы трёх республик - Беларуси, России и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, поставив тем самым последнюю точку в почти 70 - летней биографии Союза Советских Социалистических Республик. Через две недели - 21 декабря 1991 г., после подписания в Алма-Ате Протокола к Соглашению о создании СНГ и Декларации, Содружество Независимых Государств насчитывало 11 суверенных республик. Такое развитие событий в ядерной сверхдержаве, в государстве, занимавшем 1/6 часть суши, всколыхнуло всё мировое сообщество. Все задавались вопросом - «Что же дальше?» Первые международно-правовые последствия начала процесса эрозии СССР проявились уже в августе 1991 года, когда три бывшие союзные республики - Эстония, Литва и Латвия провозгласили независимость и официально вышли из Союза и были признаны международным сообществом в качестве суверенных государств - субъектов международного права. Они вступили в дипломатические отношения со многими государствами, они стали участниками тогда ещё Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Генеральная Ассамблея приняла их в члены ООН. Вслед за прибалтийскими республиками свою независимость провозгласили Армения, Грузия и другие бывшие союзные республики.

Начавшийся процесс распада по мере своего развития всё острее ставил вопросы, волнующие весь мир: что будет на месте СССР и как его трансформация и возможный распад скажутся на положении в отдельных регионах и на мировом сообществе в целом, на международных правах и обязанностях, на долгах, и самое главное, чту будет с ракетно-ядерным потенциалом этой сверхдержавы, кто будет контролировать советский военный потенциал, прежде всего ядерный, и т.д..

Всем было ясно, что события в СССР, со всеми вытекающими последствиями, могли сыграть дестабилизирующую роль в установившейся международной системе, могли нарушить мировой баланс, потрясая основы существовавшего миропорядка. Ведь речь шла не просто о крупном государстве, ядерной сверхдержаве, хотя одного этого обстоятельства было бы достаточно, чтобы тогда ещё поняли бы реальность вытекающих из этого факта изменений в международном сообществе. Но если ещё и вспомнить, что вместе с развалом СССР терпела поражение одна из господствующих идеологий, одухотворявшая миллионы людей, то совершенно очевидно, что ни у кого не вызывало сомнения, что следствие такого развития процессов не может не оказаться разрушительным для международного сообщества, поставив серьёзные вопросы перед её стационарностью, выживаемостью.

Прогнозов на все эти вопросы было предостаточно: от воссоздания Союза на принципиально новой основе до создания блока славянских государств. Среди многочисленных подходов и прогнозов, предугадывающих возможный ход этого процесса был и такой прогноз: «Ситуация, однако, радикально измениться, если Союз распадётся на свои составные части и тем самым прекратит существование как субъект международного права. Следствием кончины нашего союзного государства стало бы прекращение его прав и обязанностей в мировом сообществе, в качестве члена ООН, стороны в международных договорах, должника и заимодавца и т.п.. Эти права и обязанности соответственно перейдут к тем частям, на которые распадётся Союз. Все они стали бы правопреемниками «скончавшегося» СССР, так что ни у одной из республик не было бы правовых оснований единолично притязать на наследство Союза. Республикам придётся делить это международное наследство между собой».

Процесс же развала СССР шёл своим чередом, всё более активизируя дезинтеграционные процессы. Страна переживала глубокий кризис государственности, усилился экономический кризис, упал жизненный уровень населения, налицо была социальная нестабильность. Преодоление кризиса в СССР стало общим интересом и для большинства стран мира, ибо было ясно, что качественное изменение СССР может иметь серьёзные последствия для всего мира. Но ничто - ни экономическая, ни финансовая и гуманитарная помощь не могли остановить те процессы, которые имели место. К началу декабря 1991 года большинство союзных республик объявили себя независимыми государствами. Фактически и юридически в Союзе остались Россия и Казахстан. Нужно было сделать выбор - выбор между неконтролируемым развалом, вызывающим серьёзные нарушения геополитического равновесия в мире, эскалацию конфликтов внутри бывшего СССР, нестабильность государственной границы, растаскивание вооружённых сил, в том числе ядерного оружия, и предприятием срочных мер, чтобы предотвратить этот неконтролируемый распад государства, сформировать новую правовую основу для дальнейшего существования республик, связанных между собой тысячами нитей. Выбор был сделан - это был трудный и многоэтапный процесс формирования СНГ. Новые реалии были признаны всеми бывшими союзными республиками.

21 декабря 1991 года руководители 11 из этих республик в Алма-Ате подписали Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, в котором говорилось, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств», и приняли Алма-Атинскую Декларацию. Поэтому основание Содружества имеет две даты - 8 и 21 декабря 1991 года, а если говорить об учредительном акте СНГ, то им являются сразу три документа: Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, Протокол к Соглашению и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года. Эти три документа составляют единое целое.

Но что же такое СНГ? В правовом плане, по нашему мнению, это аморфное, в высшей степени неопределённое формирование, не имеющее аналогов в мировой истории - ни государство, ни надгосударственное образование, как подчёркивается в его учредительных документах. На наш взгляд, можно предполагать, что в будущем стратегической реальностью для СНГ станет правовой статус сегодняшнего ЕС - международной институции, занимающей промежуточное положение, далеко превзойдя международные организации и двигаясь к наднациональному, надгосударственному объединению федеративного или конфедеративного типа. Как бы там ни было СНГ существует, оно признано всеми. Содружество состоялось и как элемент глобального военно-политического устройства.

Главное, чего удалось достигнуть, - преодолены центробежные тенденции в позициях многих бывших республик бывшего Советского Союза. Страны СНГ все более и более осознают необходимость укрепления и развития интеграционных процессов в Содружестве.

СНГ прошло стадию становления, которая шла крайне болезненно и противоречиво: за относительно короткий промежуток времени была заложена договорно-правовая база, были созданы Совет глав государств, Совет глав правительств, созданы и функционируют органы многостороннего сотрудничества в сферах экономики, обороны, внешней политики и т.д., различные советы министров и межгосударственные комиссии и ряд других структур. На разных уровнях было подписано большое количество документов, регулирующих межгосударственные отношения участников СНГ. Подписан блок соглашений по политическим, экономическим, военным и другим вопросам, приняты разные решения. Среди всего этого комплекса были соглашения и решения, регулирующие вопросы, связанные с правопреемством государств, бывших союзных республик некогда существовавшего СССР, вошедших в состав СНГ.

Итак, учредительными документами Содружества Независимых Государств (Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, Протокол к Соглашению от 21 декабря 1991 года и Алма-Атинская Декларация тоже от 21 декабря 1991 года) было прекращено существование СССР как субъекта международного права. Правосубъектность бывшего Союза не перешла к Содружеству, чту однозначно вытекало из Алма-Атинской Декларации - Содружество «не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Подобную ситуацию международное право оценивает как разделение (распад) государства, в результате которого его государствами-преемниками, т.е. носителями прав и обязательств государства-предшественника становятся новые субъекты международного права, образовавшиеся на территории последнего. Соответственно, такими правопреемниками были все государства - бывшие союзные республики. Однако так не считали прибалтийские республики. Первыми (ещё в августе 1991 года) провозгласив свою независимость, они ещё до создания СНГ (в ноябре 1991 года) утверждали, что «юридически они не входили в состав СССР и поэтому не являются государствами-преемниками». Исходя из этих и других позиций они полностью отмежевались от всех структур, действовавших в то время. Мы не собираемся судить, насколько была правильной, мы бы сказали даже правомерной, такая позиция прибалтийских государств - это другой вопрос. Следствием этого было то, что наследие бывшего СССР должны были принимать на себя 12 бывших союзных республик, из которых 11 фактически, но не юридически, стали учредителями СНГ (Грузия только в декабре 1993 года стала участником, а точнее - членом Содружества Независимых Государств, однако присоединилась ко всем основным соглашениям, касающимся правопреемства, подписанным в рамках СНГ).

Итак, статус государств-преемников в учредительных документах СНГ был юридически закреплён за 11-ью государствами - бывшими союзными республиками. Это вытекало, в первую очередь, из общего положения: государства-участники Содружества гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.