II. Государственная власть и виды политических режимов
Важной стороной политической жизни общества является функционирование его политических институтов. Они входят в политическую систему общества. Ее элементами являются государство, политические партии и иные общественные организации, деятельность которых носит политический характер.
Важнейший элемент политической системы общества – государство. Справедливым остается высказанное Фридрих Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждение о том, что признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории и налогов.
Что же такое государство? По Аристотелю государство возникает из сознания общей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Т. Гоббс, напротив, видел в основе государства дисциплину страха и назвал государством лицо, индивидуальное или коллективное, возникшее в силу договора множества людей, с тем, чтобы это лицо обеспечивало их мир и всеобщую защиту. Близких к этим взглядов придерживался Б. Спиноза. Г. Гегель видел начало государства в насилии. Ф. Энгельс и В. И. Ленин видели в нем орудие, машину для эксплуатации и подавления одного класса другим. М. Вебер называет государством отношения господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное (считающееся законным) насилие.
Краткий словарь по социологии предлагает определение, согласно которому государство есть совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интересах определенных классов, подавляя классовых противников.
В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается «основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики». [4]
Государство отличается от других социальных институтов:
а) обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп, политических партий, общественных движений;
б) наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами;
в) монополией на внешнеэкономическое принуждение;
г) наличием государственной территории;
д) суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, проведения внутренней и внешней политики;
е) исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить бюджетную политику и так далее.
Вопрос о происхождении и роли государства в обществе имеет большое научно-техническое и практическое значение. Материалистическое понимание истории традиционно видит в государстве надстройку над экономическим базисом и связывает его возникновение с результатами общественного разделения труда, появлением частной собственности и расколом общества на классы.
Ныне доступный ученым конкретно-исторический материал позволяет углубить и уточнить прежние взгляды на возникновение государства, что во многом способствует уяснению вопроса о его функциях. Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций:
а) защиты существующего государственного строя;
б) поддержания в обществе стабильности и порядка;
в) предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;
г) регулирования экономики;
д) проведения внутренней политики во всех ее аспектах – социальной, культурной, научной, экологической, образовательной, национальной и т.д.
е) защиты интересов государства на международной арене;
ж) обороны страны и другие.
Важное значение имеет решение таких проблем политической жизни общества, как государственное устройство, форма правления, политический режим.
Вопрос о государственном устройстве связан, прежде всего, с распределением законодательной власти между центром и периферией. Если законодательные функции всецело принадлежат центру, государство считается унитарным, если территориальные единицы вправе принимать свои законы, - государство является федеративным. Федерация позволяет преодолеть противоречия между стремлением центра к господству в государстве, а территориальных единиц – к сепаратизму.
Форма правления связана с характером осуществления государственной власти, будь то монархия или республика. Если монархия предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека – главы государства, причем власть, как правило, передается по наследству, то республиканское правление означает признание суверенного права на власть народа, избранных им представительных органов.
Под политическим режимом обычно понимается совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Можно указать на такие режимы, как тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и демократия.
Тоталитаризм – это государственный строй, осуществляющий контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической и духовной. Без внимания не остаются даже мысли граждан, о чем говорит появление термина «инакомыслящий». Тоталитаризм – это деспотизм ХХ века. Жесткие режимы были и раньше, но тоталитаризм – явление относительно новое. Это объясняется тем, что тоталитарный контроль над гражданами стал возможен только с появлением таких средств массовой коммуникации, как современный транспорт, пресса, радио и телевидение. Признаки тоталитаризма: пирамидальная структура власти, массовый террор, поиск внутренних и внешних врагов, навязанная обществу идеология.
Противоположность тоталитаризму – демократия. Это сугубо европейский феномен. Она возникла в Древней Греции и выражала интересы свободных собственников. Отношение к ней в истории социально-философской мысли с самого начала было не однозначным. Неодобрительно относился к ней Платон, сдержанно – Аристотель. Развитие рыночных отношений в Новое время поставило на повестку дня вопрос о государственном устройстве, при котором были бы защищены права собственников от произвола властей. Дж. Локк и Ш. Монтескье, разрабатывая концепцию прав человека на основе теории общественного договора, пришли к выводу, что соблюдение закона является важнейшим гарантом политической свободы. В государстве, как считал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов общества истекают из нее и подчинены ей». Развивая идеи Локка, Монтескье утверждал, что верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг-друга». Напротив, их соединение в одних руках порождает произвол. Не останавливаясь подробно на проблеме демократических прав и свобод, демократических процедурах осуществления власти, отмечу, что важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство.
Либеральной (основанной на правах человека) и эгалитарной (основание - идея равенства) демократиям противопоставляется так называемая органическая демократия, предполагающая опору не на индивида или массы, а на народ, как целое. Именно такая форма демократии предполагает «соучастие» народа в своей политической судьбе. Вместе с тем, органическая демократия требует однородности общества как основы «братства». [5]
III. Единство политики и морали. Политическая роль интеллигенции в обществе
Без обращения к проблеме политического сознания философский анализ политической жизни общества не может быть полным.
Политическое сознание - это отражение политических отношений и деятельности политических институтов, всей политической жизни общества в сознании людей. Важной особенностью политического сознания является его многомерность, внутренняя противоречивость и вместе с тем рациональность, осознанность, в отличие от бессознательных психических процессов и состояний, также характерных для отдельных людей и масс. Политическое сознание лежит в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей. Оно по-своему обусловливает деятельность политических институтов.
Выделяют массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. Философский подход к проблеме предполагает также выделение в политическом сознании обыденного и теоретического уровней. Обыденное политическое сознание – это довольно аморфное, подверженное эмоциональному воздействию и вместе с тем достаточно инертное образование, формирующееся на основе житейского опыта и в значительной мере - в итоге манипулирования со стороны средств массовой информации. Оно представляет собой совокупность житейских взглядов людей на политические процессы, роль государства в обществе, деятельность политических партий и так далее, подход к ним со стороны здравого смысла.
Теоретическое политическое сознание, составляющее содержание политической идеологии, предстает как система взглядов, основанная на определенной политической концепции и отражающая политические интересы тех или иных социальных групп. В этой связи выделяют консервативное, радикальное, либеральное, демократическое, реформистское и другое политическое сознание.
Наиболее заметная роль в политической жизни современного общества принадлежит либерально-демократической, консервативной и радикально идеологиям. Либерально-демократическая идеология, преобладающая в странах «свободного мира», имеет своим фундаментом Всеобщую Декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Этот документ является логическим завершением принятой 28 августа 1789 года во время Великой французской революции «Декларации прав человека и гражданина». Всеобщая Декларация подчеркивает, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве» (статья 1), что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы ни было различия».