После победы в войне с Англией ситуация в стране серьёзно изменилась – правящие классы, буржуазия и крупные землевладельцы, стремясь использовать плоды победы только в своих интересах, открыто встали на путь репрессий против простого народа. Положение рабочих и фермеров в условиях экономической разрухи и антинародной политики эксплуататорских классов было чрезвычайно тяжёлым. Недовольство захватило широкие слои населения, в том числе и армию.
Угроза народных восстаний также явилась причиной, побудившей буржуазию и плантаторов-рабовладельцев создать сильный централизованный государственный механизм, установить твёрдую власть, которая была бы в состоянии эффективно охранять интересы эксплуататоров.
Таким образом, в основе перехода от конфедерации к федерации лежали следующие причины: необходимость преодоления экономической и политической раздробленности между штатами, создания сильных централизованных органов власти и управления при максимальном отстранении широких народных масс от участия в политической жизни страны, повышение авторитета страны на международной арене.
С того момента, как Соединённые Штаты отказались от конфедеративной нормы государственного устройства и приняли федерализм, как один из основополагающих конституционных принципов, само содержание федерализма стало объектом довольно острой политической борьбы. В ней неизменно находили противоречия между различными классами и общественными группировками. Нередко борьба штатов за свои права, за ограничение ряда прерогатив федеральной власти, ведшаяся под лозунгом защиты демократических принципов, скрывало стремление к сохранению местной реакционной государственной практики в имущественных, налоговых, и особенно в расовых вопросах. Именно так и было, например, в середине 19 в., когда борьба за власть штатов являлась инструментом защиты имущественных прав рабовладельцев, всячески сопротивлявшихся повсеместной отмене и запрещению рабства.
Историческое значение провозглашения федерации в США можно видеть, пожалуй, прежде всего в том, что именно в рамках её государственно-правовых форм сложилась единая буржуазная нация и мог быстрыми темпами развиваться капитализм. С момента полновластного утверждения американского капитализма в виде единой общенациональной социально-экономической системы – это произошло после победы Севера в гражданской войне 1861-1865г. – по сути дела и начинается история развития американского федерализма.
Основной внутренний порок федеральной организации США заключается в непреходящем несоответствии экономико-географичской и административно-территориальной структур.[2. стр.18-19.]
3.2. Проблема федерализма.
Проблема федерализма являлась, наверное, тем, что произвело наибольшие разногласия и во время борьбы за ратификацию, и во время раннего развития нации. Конфедерация, которая предшествовала Конституции, была основана на авторитете штатов. Национальное правительство, исходя из Статей Конфедерации, было созданием штатов, и те сохраняли все суверенные полномочия, кроме специально данных нации (каковых было чрезвычайно мало). Образование, называемое Соединенными Штатами, рассматривали как нечто похожее на лигу штатов.
Однако Джеймс Мэдисон, как и многие другие члены Конвента, признавали, что национальное правительство нуждалось в расширенных полномочиях и должно быть основано на поддержке нации как единого целого, если США хочет стать нацией с реальной силой и единством. Критики Конституции утверждали, что правительство не может работать эффективно на уровне такого большого государства- нации. Они опасались консолидации власти в национальном правительстве и думали, что концом экспансии национальной власти может стать только деспотизм и тирания. Антифедералисты были уверены, что республиканское правительство, основанное на представительстве, может эффективно функционировать лишь на локальном или штатском уровне. Однако федералисты сумели убедить политических противников, и таким образом США стали первым в истории федеративным государством, политическое устройство которого определено и закреплено в Конституции ( статьи IV и VI; позже и X поправка ).
Согласно Конституции, федерализм являет собой двойную форму государственного правительства, в которой присутствует функциональное и территориальное разделение власти. Федерализм представляет собой как бы компромисс между двумя другими формами политического устройства: унитарной и конфедеративной. В унитарном государстве вся полнота власти находится в руках центрального правительства. В альтернативной форме – конфедерации – общий центральный орган – Совет Конфедерации обсуждает лишь вопросы общей политики и играет больше рекомендательную роль по отношению к своим суверенным членам, а вся полнота власти находится у них. В федерализме между центральным и местными правительствами существует установленное Конституцией и законами разделение властных полномочий и функций.
Составители Конституции США четко распределили полномочия, которыми было наделено федеральное правительство, а все «остальные» (без детализации и перечисления) отдали властям штатов. Таким образом, центральному правительству принадлежит исключительное право проведения внешней и оборонной политики, предоставления гражданства США иммигрантам, эмиссии денег и контроля денежного оборота, обеспечения внутренней безопасности, определения национальных приоритетов и ряд других.
В ведение штатов вносятся такие статьи как гражданское и уголовное законодательство, организация народного образования, здравоохранения, обеспечение общественного порядка, строительство и поддержание дорог и коммуникаций, контроль за использованием земли и природных ресурсов, и т.д. Некоторые функции, например налогообложение или экологическая безопасность, принадлежат и центру, и штатам. Вообще, система разделения государственных доходов и расходов между центром и штатами довольно четко и последовательно распределена: определенные уровни власти имеют определенные источники поступления в бюджет, тем самым избегая конфликтного дележа.
Важно, что даже при наличии у штатов всех атрибутов суверенитета ( герб, флаг и т.п.), статья IV Конституции недвусмысленно устанавливает полный и истинный суверенитет только на федеральном уровне, все федеральные законы и договоры союза должны исполняться на всей территории США в любом штате. Первоначально это вызывало жесткие разногласия и даже привело к Гражданской войне 1861-1865гг, самой кровопролитной из тех, которые когда-либо велись на территории Америки, и посеявшей наибольший за всю историю раздор между гражданами страны. Однако, как кажется, с тех пор этот пункт неминуемо выполнялся штатами. Данное положение рассматривается как краеугольный камень существования и функционирования американской федерации.[17]
ГЛАВА 4
Принцип верховенства федерального права
Принцип верховенства федерального права, присущ федерализму как таковому и потому закреплён конституционно (ч. 2 ст. VT Конституции США). Вместе с тем принцип верховенства федерального права по-разному толкуется органами конституционного правосудия государств, что оказывает различное влияние на развитие федеративных отношений и даже на сам характер федерации.
Особенно широкое толкование принцип верховенства федерального права получил в решениях Верховного суда США (здесь он называется принципом или доктриной национального верховенства). Основы такого толкования были заложены судьей Дж. Маршаллом в решениях по делам Mcculoch v. Maryland (1819) и Gibbons v. Ogden (1824). В первом из этих решений указывалось, что «если верховенство, установленное конституцией, должно что-либо означать, то штаты не могут тормозить либо осложнять деятельность федерального права.[18]
4.1. Федеративная модель
Федеративная модель, первоначально предполагавшая передачу суверенными государствами-штатами части своих прав центру для обеспечения существования союза, получила конституционное закрепление в статье 1 Основного закона США. В ней содержится детальное определение сферы предметной законодательной компетенции центральных органов власти и субъектов федерации по трем основным направлениям: полномочия, делегированные штатами федеральным властям; т.е. совпадающие права центра и штатов; права, которых штаты лишались при вхождении в союз, и ряд ограничений на деятельность федерального правительства.[19]
4.2. Основные права федерального центра
Основные права федерального центра сформулированы в разделе 8 главы 1 в виде полномочий конгресса. К их числу относятся: введение и взимание единообразных для всей страны налогов и сборов; заем финансовых ресурсов под гарантии государства; регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами; установление единообразных правил в области натурализации и банкротства; выпуск денежных знаков; установление единиц мер и весов; управление системой почт; регулирование патентной системы; учреждение федеральных судов, нижестоящих по отношению к верховному суду; объявление войны; формирование и содержание армии и флота; осуществление исключительной законодательной власти в Федеральном округе Колумбия и на всех территориях, выкупленных федеральным правительством у штатов с согласия их законодательных органов.
В разделе 9 содержится ряд ограничений деятельности конгресса и правительства. В частности, запрещается принятие законов с обратной силой; введение пошлин на вывоз товаров из какого-либо штата; установление преимуществ в области торговли и налогообложения для портов одного штата перед портами другого; расходование государственных средств без разрешения конгресса.[19]