Смекни!
smekni.com

Основные школы геополитики (стр. 3 из 4)

идеократия, понимаемая как обязанность каждого гражданина и го­сударства в целом служить высшей духовной цели. «Высшей духов­ной целью», «идеей-правительницей», т. е. единственной идеологией, которая будет иметь государственный характер, должно стать ев­разийство»;

евразийский отбор, который вытекает из особых «ландшафтных условий» Евразии и требует особой этики, включающей такие каче­ства, как: коллективная ответственность, бескорыстие, взаимопо­мощь, аскетизм, воля, выносливость, беспрекословное подчинение начальству;

♦ демотия (в отличие от западной, греко-английской демократии,
сложившейся в других условиях) не должна копировать нормы
либеральной демократии, что «невозможно и вредно», а идти пу­тем соучастия во власти через систему земских советов, уездных и национальных представительств, общинного самоуправления и крестьянского «мира». Демотия не исключает иерархии, она соче­тается с «евразийским авторитаризмом». В развитии геополитической теории Дугин от классической тради­ции идет не к современному видению мира, а к доклассическому, к предыстории геополитической мысли.

Другой характерной фигурой правонационалистического направле­ния российской геополитики является Владимир Вольфович Жиринов­ский — известный российский политик, доктор философских наук, автор целого ряда работ по вопросам внутренней и внешней политики, истории и геополитики, в том числе книг: «О судьбах России» (М., 1993), «Последний бросок на юг» (М., 1994), «Последний вагон на Се­вер» (М., 1995), «Обыкновенный мондиализм» (М., 1998), «Геополити­ка и русский вопрос» (М., 1998).

Последняя книга включает все основные геополитические произведе­ния Жириновского. Центральное место среди них занимают «Заметки по геополитике». В этой работе дается обзор основных геополитических те­орий немецкой, английской, американской школ и формулируются три основных аспекта геополитики:

1)военно-стратегический и политический (он же традиционный);

2)экономический, под которым Жириновский понимает в первую
очередь экономическую безопасность;

3)культурно-исторический, интерпретирующий цивилизационные
конфликты.

Оригинальным и реализующим практический интерес применения геополитического анализа к определению геополитического положе­ния страны представляется раздел «Россия на геополитической карте мира».

В работе В. В. Жириновского «Последний бросок на юг» хорошо просматриваются его устремления и идеал геополитического раздела мира, который весьма напоминает панидеи Хаусхофера. По Жиринов­скому, мир должен быть разделен на регионы с примыка­ющими к ним зонами влияния[9]. Каждый из регионов (мировых дер­жав) может, по версии Жириновского, использовать «свою зону влия­ния» для пополнения ресурсов, для обустройства геополитических «буферов» и лимитрофных кордонов, но не имеет права вмешиваться в дела других мировых держав и контролируемые ими зоны влияния. В этом и состоит новый мировой порядок.

Характерным представителем левопатриотического направления рос­сийской геополитики выступает Геннадий Андреевич Зюганов. Г.А. Зю­ганов — известный российский политик, лидер одной из крупнейших партий страны, доктор философских наук, автор более 150 работ по про­блемам философии, идеологии, внутренней и внешней политики Рос­сии, геополитики, в том числе книг «Держава», «Верю в Россию», «За горизонтом», «Моя Россия», «Россия и современный мир», некоторые разделы которых имеют геополитический аспект.

В концентрированном виде геополитическая позиция Г. А. Зюгано­ва выражена в книге «На рубеже тысячелетий», часть третья которой так и называется — «Очерки российской геополитики». Эта часть со­стоит из трех глав. В первой главе «Подвиг Руси» речь идет об истори­ческой составляющей российской геополитики. Наиболее интересной здесь выглядит позиция автора по отношению к основной проблеме классической геополитики — противостоянию Суши и Моря[10]. Соглас­но этой концепции, противостояние двух стихий вытекает из геогра­фического положения государств и поэтому непреодолимо. На этой же позиции настаивает Г. А. Зюганов при анализе отношений Европы с Россией. Для него Европа символизирует морскую мощь, а Россия — сухопутную. Отсюда их интересы противоположны, а отношения все­гда будут враждебны. В главе 2, которая названа «Времен связующая нить», автор исследует с геополитической точки зрения эпохи станов­ления западной цивилизации. Свой враждебный взгляд на Европу он переносит на весь западный мир. Третья глава названа «Вызовы грядущей эпохи и ответы России». Ответом на вызовы будет «возрождение единой, централизованной российс­кой державы в ее естественных геополитических границах» на основе«русского традиционализма», под которым автор понимает отказ от разделения властей, «демократическую соборность управления», уси­ление сословно-профессионального или сословно-территориального представительства, восстановление отношения к труду как к служению, возрождение многоукладности хозяйства, соблюдение принципа соци­альной справедливости. Основной геополитической тенденцией в мире XXI в. он считает формирование многополярной системы.

Умеренные геополитики-центристы, как правило, не позициониру­ют себя политически. Главное их отличие от правых и левых радика­лов заключается в умеренности и сдержанности по отношению к со­временным мировым и российским реалиям. К этому направлению можно отнести большинство представителей академической науки и преподавателей высшей школы.

1.Камалудин Серажудинович Гаджиев — известный современный российский историк, политолог и геополитик, автор многочисленных работ но вопросам новой и новейшей истории, истории и социологии международных отношений, международного права, политической социологии и политической культуры, геополитики и глобалистики. Профессор Гаджиев был одним из первых в посттоталитарной Рос­сии, кто увидел необходимость геополитического знания для анализа современных политических реалий. Он был также пионером крити­ческого подхода в применении геополитической методологии. Его по­зиция заключается, во-первых, в осмыслении параметров «старой» гео­политики, геополитики XIX в., во-вторых, в сравнении геополитики XIX и XXI в., в-третьих, в выявлении ведущих мировых тенденций и определении на этой основе области применения геополитического знания сегодня.

К.С. Гаджиев делает вывод о том, что «в настоящее время мировые реальности изменились настолько кардинально, что их просто невоз­можно анализировать методами, разработанными в реальностях дру­гой эпохи»[11], что требуется смена «как приоритетов, так и методов, средств, понятий и категорий исследования этих реальностей».

Николай Семенович Мироненко — современный российский гео­граф и геополитик. Специализируется на проблемах экономической географии, геоэкономики и геополитики. В своей работе «Геополитика» он развивает подход, который называет «геополитикой взаимодействия, а не конфронтации»[12]. Кроме того, его метод весьма напоминает подходы классиков геополитики, которые были в первую очередь географами и только во вторую политиками и от физи­ко-географического продвигались к историческому, а затем — к социаль­но-политическому. Однако, он не позволяет себя увлечь радикальными, но в то же время утопическими идеямивроде национал-большевистского проекта «большой Европы от Дублина до Владивостока» или концепции «больших автаркических пространств» Ф. Листа, а ведет своего читателя по главному руслу современной геопо­литической мысли, излагает те идеи и теории, которые действительно владеют большинством и находят свое воплощение в реальной политике. Он уделяет должное внимание таким важным геополитическим процес­сам, как великие географические открытия, колонизация и деколониза­ция, цикличность мирового развития. Мироненко не обходит стороной как историю развития геополитической мысли в России, так и современ­ное геополитическое положение нашей страны. Завершает работу модель геополитического положения России, которую автор рассматривает в во­енном, геополитическом и геоэкономическом аспектах. Н. С. Мироненко создал обобщенную картину геополитического положения России, состо­ящую из четырех геополитических концентров и че­тырех секторов и сделал последовательный анализ всех этих структур.

В первом поясе он выделил следующие секторы: государства При­балтики, Белоруссию, Западно-Черноморский сектор, Кавказ, Цент­ральную Азию. Во второй пояс он включил: Японию и Океанию, Вос­точную и Южную Азию, Ближний и Средний Восток, Центральную и Восточную Европу, Финляндию. Третий пояс составили такие секто­ры, как Западная Европа, страны Магриба, африканские государства. В четвертый пояс попали страны Латинской Америки, Англо-Америки и Карибского бассейна. Как видим, пояса построены по принципу геополитической значимости для России, а секторы — по принципу географического положения по отношению к России. Это дает возмож­ность наглядно увидеть и исследовать положение России в мире, оп­ределить ее геополитический статус.

Владимир Алексеевич Колосов — современный российский поли­тический географ и геополитик, руководитель Центра геополитических исследований Института географии РАН, председатель Комиссии Меж­дународного географического союза по политической географии, по­четный профессор ряда иностранных институтов. Сторонник геополи­тики взаимодействия.В работе «Политическая география» он показал широкую картину раз­вития современной мировой политической географии, ее состояния в СССР и современной России. Вкладом в геополитическую теорию В. А. Ко­лосова можно считать его исследования по лимологгш (теории государ­ственных границ) и взаимосвязи территориальной идентичности госу­дарств и мировой политической системы. Он выделяет четыре основных типа границ в современном мире.