Введение
С этногеническими процессами в регионе была тесно связана история хозяйственно-культурного развития народов Урало-Поволжья.
Изучение традиционного хозяйства и культуры лежит в основе исследования всех этнографических явлений , предшествует им и определяет их. Направление хозяйства и географическая среда в значительной степени определяют особенности материальной культуры народов – типы поселений и жилища, средства передвижения, пищу, утварь, одежду и т.д., а также уровень и характер развития социальной структуры и общественные институты общества.
На первых этапах развития отдельных этносов хозяйственные и культурные особенности имели настолько важное значение, что нередко были зафиксированы в этнонимах – названиях народов. Психологическое различие по линии «мы» и «они», «свои» и «чужие», выражалось в понятиях, отражающих хозяйственно-культурные типы. Например в древности группы славян различались по хозяйственно-культурному типу. В «Повести временных лет» упомянуты поляне и живущие по соседству с ними дреговичи и деревляне. На территории полян находился Киев, это была хорошо освоенная местность с пахотными полями, а дреговичи и деревляне жили в лесах, на что также указывают их названия.
1. История хозяйства и материальной культуры
История человечества насчитывает уже миллионы лет. Тот же возраст имеет и история хозяйства и материальной культуры.
Древний человек приспосабливался к меняющимся условиям среды посредством неуклонного развития хозяйства и материальной культуры. Этим он создавал как бы щит, защищающий его от природы и делающим человека в известном смысле не зависящим от нее.
Первобытным собирателям и охотникам приходилось часто и подолгу жить впроголодь, так как охота не всегда была удачной. Человек ел почти все – шли в пищу птицы и рыбы, звери и насекомые, плоды на деревьях и клубни в земле. Но при этом условии прокормиться было нелегко. Накапливавшийся опыт показывал, что гораздо выгоднее осваивать специализированную охоту. Именно опора на такой способ хозяйствования, позволила эскимосам в суровейших условиях Арктики создать весьма сложное общество охотников на морского зверя.
Но охота могла прокормить лишь небольшое количество человек. Археологи подсчитали, что одной охотничьей общине численностью в 50 человек требовалось 11 тонн мяса в год – примерно 600 граммов мяса в день на одного члена общины. Охота на мамонтов могла дать с каждых ста квадратных километров территории лишь примерно полторы тонны мяса. Значит общие численностью в 50 человек, включая детей, нужно было вести охоту на территории 700-800 квадратных километров.
Чтобы прокормить 1000 человек, охотникам и собирателям нужна территория, по площади равная таким современным государствам, как Франция и Испания. Для обеспечения пищей той же тысячи человек продуктами кочевого скотоводства, необходимо несколько тысяч гектаров пастбищ. А чтобы прокормить тысячу человек продуктами земледелия и связанного с ним животноводства, достаточно всего 100 гектаров пашни и 300-400 гектаров лугов.
Постепенно, по мере распространения людей по земле, возникали поразительно совершенные системы взаимоотношений человека с природой - системы, которые в этнографии принято называть хозяйственно-культурными типами.
2. Понятие хозяйственно-культурного типа
Под хозяйственно-культурным типом понимают комплекс особенностей хозяйства и культуры, который исторически сложился у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды.
Основными, определяющими элементами хозяйственно-культурного типа являются характер и уровень развития хозяйства. Из всех существующих классификаций народов мира (территориальной, языковой, антропологической) только хозяйственно-культурная является собственно этнографической и основывается на этнографических методах изучения хозяйства и культуры. Не зная особенностей развития хозяйства того или иного народа, невозможно дать его этнокультурную характеристику.
Представление о хозяйственно-культурных типах позволяет ответить на большую группу вопросов о причинах сходства и различия между культурами народов. Сходные хозяйственно-культурные типы ведут к выработке общих черт в традиционной культуре даже у тех народов, которые не имели между собой контактов.
В соответствии с уровнем хозяйственного развития выделяются три группы хозяйственно-культурных типов:
1) охотников, собирателей и рыболовов;
2) мотыжных (ручных) земледельцев и скотоводов;
3) плужных (пашенных) земледельцев.
Первая группа хозяйственно-культурного типа – является наиболее архаичной и соответствует первобытнообщинному уровню социально-экономического развития. На ранних этапах истории жизнеобеспечение человека основывалось на присваивающих типах хозяйства – охоте, собирательстве и рыбной ловле. Самый отсталый в этой группе – тип бродячих охотников и собирателей, сохраняющийся кое-где и сейчас в географически изолированных областях тропической зоны. Племена относящиеся к этому хозяйственно-культурному типу, не были знакомы с выплавкой металла и обработкой его в горячем виде. Орудия труда и оружие они изготовляли из камня, дерева, кости, раковин и тому подобных материалов.
Уровень социально-экономического и культурного развития у некоторых народов, занимающихся на побережье морей и океанов главным образом рыбной ловлей и собирательством, был примерно таким же как у бродячих охотников. В наше время этот хозяйственно-культурный тип исчезает. К этому же хозяйственно-культурному типу могут быть отнесены прибрежные жители северной зоны, занимавшиеся на побережьях рек, морей, океанов рыболовством и живший оседло. Специализированный хозяйственно- культурный тип охотников на морского зверя имел в прошлом большое распространение в высоких широтах на берегах Ледовитого океана. В наше время он сохраняется только у отдельных зарубежных эскимосов.
Две следующие группы хозяйственно-культурного типа связаны с производящим хозяйством – это земледельцы и скотоводы. Земледелие и животноводство возникли примерно 10-11 тыс. лет назад в Восточном Средиземноморье, на Юго-Западе Средней Азии, возможно и в Юго-Восточной Азии, позднее – в Америке.
Переход к земледелию был постепенным. Сначала люди только охраняли урожаи там, где полезные растения росли сами, - отгоняли птиц от колосящихся злаков, не допускали на поля стада диких копытных, иногда сознательно оставляли часть урожая несобранным, чтобы на следующий год поле восстановилось самосевом. Периодические засухи, когда земля обращалась в камень и не принимала попадавшие на нее семена, навели людей на мысль, что почву следует разрыхлять. Появились сельскохозяйственные культуры.
К эпохе развитого родового строя и времени разложения первобытнообщинных отношений относится тип ручного мотыжного земледелия, сложившийся еще в первичных центрах возникновения производящего хозяйства. В древности он получил распространение в зоне умеренного климата, а в последствии – в тропиках, на периферии классовых обществ.
В возникновении земледелия немаловажную роль, несомненно, сыграли природные условия, в которых жил люди. Не случайно ранние очаги земледелия возникли в одном поясе земного шара, примерно между 20 и 45 параллелями, то есть наиболее благоприятной для этого природной среде. Существенное значение имели также различия в природных условиях между континентами.
3.Основные хозяйственные занятия народов Урало-Поволжья
Традиционное хозяйство народов Урало-Поволжья представляло собой сложный экономический комплекс, включающий скотоводство, земледелие, пчеловодство, охоту, рыболовство, промыслы и ремесла. Соотношение каждой из отраслей с течением времени менялось и было разным в различных природно-географических зонах.
Территория Урало-Поволжья была той зоной, где уже в IIIтыс. до н.э. обитали предки финно-угорских народов.
3.1. ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО были древнейшими традиционными занятиями предков финно-угорских народов. Затем, с появлением на Южном Урале башкир, татар и чувашей, присваивающие виды хозяйства распространились и у тюркоязычных народов.
До середины Iтыс. н.э. охота была преимущественно средством получения продуктов питания, а на рубеже I-IIтыс.н.э. она стала главным источником получения пушнины для обмена. Еще в Iтыс. н.э. пушнина служила средством обмена со скифским степным миром. Во времена господства Волжской Булгарии в Урало-Поволжье меха были одной из главных статей в посреднической торговле булгарских купцов. В прошлом качестве денежного эквивалента выступали беличьи шкурки. У мордвы, например, слово «Ур» имело два значения : «белка» и деньги»; у марийцев одна копейка выражается словом «кумур», то есть «три белки»; у татар слово «тиен» также обозначает и животное – белку и денежную единицу - копейку.
По мере социального развития общества, становления и расширения торговых связей с югом заметно возрастало значение добывания пушнины, совершенствовались охотничьи снаряды, орудия обработки и изготовления шкур, выделки мехов. С вырубкой лесов охота у этих народов постепенно теряла промысловое значение. В большей степени она сохранялась у башкир.
Бытовали два направления охоты: пушное и мясное. Охотники добывали пушного зверя: бобров, лисиц, куниц, горностаев, выдр, белок, также для уплаты подати, сдавали меха в казну в обмен на оружие, порох.
Приемы охоты были самыми разнообразными. Активная охота заключалась в непосредственном преследовании зверя. В степных и лесостепных районах существовала лыжная охота. У башкир до начала ХХ века сохранялась традиционная степная охота с соколами и ястребами. В качестве пассивной охоты все народы Урало-Поволжья использовали различные ловушки, в частности, ловчие ямы. Применялись и самострелы.