Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова
Факультет: Очно-заочного обучения
Специальность: «Журналистика»
РЕФЕРАТ
«Глобалистика и глобализм»
Выполнил:
г. Нижний Новгород
2009г.
Содержание:
Введение
1. Глобализм и Глобалистика: понятия и сущность
1.1 Исходные понятия и терминология
1.2 Сущность и содержание предмета исследования
2. Глобализм в мировой политике
2.1 Европейские корни и происхождение глобализма
2.1.1 Карл Поппер
2.1.2 Жорж Аттали
2.2 Американские последователи
2.2.1 Валлерстайн
2.2.2 Фрэнсис Фукуяма
2.2.3 Сэмюэль Хантингтон
2.2.4 Збигнев Бжезински
Заключение
Литература
Введение
Современное представление о мире в существенном виде изменилось под влиянием геополитической ситуации в мире, после распада СССР и «социалистического лагеря», произошедшие в последнее десятилетие ХХ века.
Она привела Землю к утрате на ней политической и культурной биполярности, связанной с устойчивым балансом, имевшим место между социалистическими и капиталистическими странами.
В сравнительно короткий срок появились тенденции мироустройства склонные к однополярности.
Эти тенденции и получила название глобализации. При этом появилась наука, предметом которой стали, с одной стороны, глобализация и антиглобалистская борьба, а с другой, глобализм и антиглобализм. Это - глобалистика.
Таким образом, мы, буквально «на своих глазах» увидели становление новой науки и – по сути – направление мировой политик. Даже не вникая глубоко в ее сущность, мы можем понять, поэтому, что тема является чрезвычайно актуальной.
И эту актуальность поддерживает не только ее теоретическая значимость, но и практическая ценность. Ведь эта тенденция стала «родительницей» известных политических процессов, которые уже сейчас весьма активно включаются в нашу жизнь. При этом, формируя не просто политическую моду, но новое политическое мировоззрение на многие года, а может быть и десятилетия вперед.
Не изучая и не понимая этих процессов мы можем просто оказаться на обочине мировой истории.
Попробуем же разобраться в выбранной теме.
1. Глобализм и глобалистика: понятия и сущность
1.1 Исходные понятия и терминология
Как и всякая наука, глобализм и глобалистика нуждается в четком понятийном и определенческом аппарате. Мы приведем его в начале данного исследования, опираясь на труды известных политологов, чтобы впоследствии не возвращаться к ним, а просто ссылаться на общепринятый термин.
Итак, глобализм - идеология глобализации, а антиглобализм - идеология антиглобалистской борьбы. Глобалистика - наука о глобализме, антиглобализме, глобализации и антиглобалистской борьбе.
При этом: Глобализация - род политики (геополитики), направленный на распространение своего культурного влияния со стороны какой-либо страны или нескольких стран на весь мир (планету). Противоположностью глобализации является антиглобалистская борьба. Ее назначение - препятствовать глобализации.
Надо при этом четко уяснить, что если глобализация и антиглобалистская борьба представляет собою политическую практику, то глобализм и антиглобализм - ее теорию.
Для целей нашего исследования необходимо так же дать определение геополитики.
Под геополитикой, с одной стороны, понимают международную политику, взятую в мировом (глобальном) масштабе, а с другой стороны, науку о такой политике.
Выходит, термины «глобалистика» и «геополитика» пересекаются: геополитика начинает выступать как один из разделов глобалистики, когда речь заходит о глобализации или об антиглобалистской борьбе.
Отсюда следует, что с работами по глобалистике в одном ряду стоят и работы по геополитике.
1.2 Сущность и содержание предмета исследования
В определении предмета глобалистики у нас до сих пор много неясного, Это естественно для новой науки.
Поэтому мы предположим, что:
- во-первых, глобалистика имеет строгий политологический статус,
- во-вторых, определим ее как науку:
- с одной стороны, о двух типах идеологии - глобализме и антиглобализме,
- с другой, о двух видах политики, проводимой в соответствии с указанными типами идеологии, - глобализации и антиглобалистской борьбе.
Идеологией этой науки должна стать реконструкция особого типа политической картины мира. Назовем назвать ее глобалистской.
Эта картина мира находится в настоящее время лишь в стадии своего формирования. Но мы можем привести ее схематичный вид.
Таблица 1
Содержание глобализма и глобалистики
Сфера/представительство 1 2
Теория (идеология) Глобализм Антиглобализм
Практика Глобализация Антиглобализационная борьба
Верхнюю часть глобалистской картины мира составляет теория (идеология) глобализации и антиглобалистской борьбы. Теория глобализации называется глобализмом (2-ая строка 2 столбец таблицы 1). Теория антиглобалистской борьбы есть антиглобализм (2-я строка 3 столбец таблицы 1).
Нижнюю часть данной картины мира в свою очередь составляет политическая практика, направленная либо на культурное доминирование в мире, т.е. на глобализацию (3-я строка 2 столбец табл. 1), либо на сопротивление ей, т.е. на антиглобалистскую борьбу (3.я строка 3 столбец табл 1).
Предметом нашего исследования выбраны глобализм и глобалистика, поэтому именно им мы уделим внимание в следующих главах
2. Глобализм в мировой политике
2.1 Европейские корни и происхождение глобализма
2.1.1 Карл Поппер
Главными идеологами глобалистской картины мира стали К.Поппер, Ж.Аттали, И.Валлерстайн, Ф.Фукуяма и З.Бжезински.
Теоретиком «открытого общества» стал известный философ, науковед и политолог Карл Поппер (1902-1994), который ввел в политическую теорию понятие «открытое общество».
К.Поппер подразумевал под «открытым обществом» общество открытое для западной модернизации, а стало быть, для современной формы глобализации - вестернизации.
Вот как сам К.Поппер определял «открытое общество» уже в 70-х гг.: «Открытое общество» есть тип социальной организации, в рамках которого утверждаются и развиваются институты, Содействующее свободе тех кто ищет выгоды». Образцом такого общества К.Поппер и считал Западное общество, несущее всему миру, с его точки зрения, «институты, содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды».
Развитие попперианского «критического рационализма» взяли на себя еще в 70-80 гг. западногерманские философы Ганс Альберт и Эрнст Топич. Подлинный ренессанс попперовской теории открытого общества начался после распада СССР и пришедшей в связи с ним политики глобализации. Последователем К.Поппера оказался Джордж Сорос. «В журнале «Вестник Европы» помещены его «Тезисы о глобализации». В первом тезисе читаем: «Глобализация - это слишком часто употребляемый термин, которому можно придавать самые различные значения. В настоящем обсуждении мы будем исходить из того, что этот термин означает глобализацию финансовых рынков и растущее доминирующее влияние на национальные экономики глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций. В этом смысле глобализацию следует отличать от свободной торговли, которая не имеет таких далеко идущих последствий для отдельных стран».
Дж.Сорос придал слову «глобализация» узкое, финансово-экономическое, значение. Оно, собственно, и составляет суть современной глобализации вообще, поскольку за глобализацией рынков и доминирующим влиянием ТНК кроется глобальный гегемонизм Западной культуры в целом.
2.1.2 Жорж Аттали
Ж.Аттали, еще один творец глобализма выделил в человеческой истории три эпохи (строя):
- религиозную, выдвинула культ Бога высшим олицетворением религиозного строя стал священник
- завоевательную культ Силы, вождь (король, царь и т.п.),
- торговую, - культ Денег. финансист или торговец,
Высшим проявлением должен стать «новый кочевник», т.е. человек, кочующий по миру как гражданин мира.
2.2 Американские последователи
2.2.1 Валлерстайн
К.Поппер и Ж.Аттали - европейские идеологи глобализации, а остальные три - И.Валлерстайн, Ф.Фукуяма и З.Бжезински - американцы.
Главный теоретический труд И.Валлерстайна - «Миро-системный анализ», который был опубликован впервые на заре современной глобализации - в 1987 году.
Если К.Поппер поделил все общества на два противоположных типа - закрытые и открытые, то И.Валлерстайн разбил их на три типа:
- «мини-системы»,
- «мировые империи»,
- «мировые экономики».
Первые представляют собою маленькие общества, для которых характерно единство культуры.
Вторые - мировые империи, в рамках которых оказывались разные культуры.
Под последним же типом общества И.Валлерстайн имел в виду не что иное, как капитализм «капиталистическую систему».
Политическая картина мира в ближайшие годы прогнозируется И.Валлерстайном следующим образом: «Постепенно, в течении следующих 50-75 лет, “морская” Япония превратит США в своего младшего партнера (как Великобритания это сделала с Голландией, а США, в свою очередь, с Великобританией) и объединенный японо-американский кондоминиум рано или поздно сойдется в новой крупномасштабной “тридцатилетней” мировой войне с “континентальным” ЕС, победителем из которой выйдет Япония. Остальные регионы капиталистической мировой экономики в той или иной степени будут распределены между этими двумя альянсами: Северная и Южная Америка, Китай, Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион войдут в японо-американскую зону, Центральная и Восточная Европа, Россия, Ближний Восток, Африка и Индия - в зону европейскую. Важнейшей проблема развития и консолидации этих двух зон в период 2000-2025 гг. будет состоять в выборе оптимальных методов интеграции, прежде всего, двух гигантов - Китая и России. Для успешной интеграции как Россия, так и Китай должны достигнуть и поддерживать определенный уровень внутренней стабильности и легитимности, которые еще полностью не достигнуты».