Будучи сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения основываются на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.
Мораль и политика различаются механизмом воздействия на общество. Мораль является разновидностью индивидуального регулирования, утверждения социального в индивидуальном с помощью наиболее общих правил поведения, на основе которых обеспечивается взаимосвязь отдельных индивидов путем согласования личного интереса с общественным. Политика же обращена к общественным или групповым интересам и сознанию, поэтому прямо не выражает индивидуальных потребностей. Иначе говоря, политика и мораль взаимодополняют друг друга в системе социального регулирования, акцентируя внимание на единстве индивидуального и социального.
Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:[2]
1)выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;
2)рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;
3)распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;
4)управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;
5)интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;
6)социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы, препятствующих рациональному отношению к жизни. Конституируя личность как самостоятельное, активное существо, политика способна осуществлять и человекотворческие задачи;
7)обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз – особые техники связи с общественностью);
8)созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.
3. Выполнение политикой столь специфических функций предполагает и наличие у нее соответствующей внутренней структуры, которая, собственно, и предопределяет возможность исполнения ею перечисленных задач. Эти структурные элементы в своей совокупности обеспечивают формирование политики как целостной и качественно определенной области социальной жизни.
К несущим опорам политики относится прежде всего ее политическая организация,[3] которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. Партии, лобби, разнообразные политические движения, средства массовой информации, профсоюзы и другие политические ассоциации и объединения вкупе с представительными и исполнительными органами государства составляют этот организационный фундамент политики.
Важнейшим элементом структуры политики является и политическое сознание. В самом общем виде оно характеризует зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов. С точки зрения зависимости от политического сознания политика может быть представлена как постоянный переход, преобразование различных способов мышления из духовной формы в материальную, и наоборот.
Еще одним структурным элементом выступают политические отношения. Они фиксируют специфические особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти. В этом смысле политические отношения раскрывают специфические особенности конкурентных связей, складывающихся между всеми участниками «игры» за власть и определяющих внутренний ритм существования политики, как таковой. Не случайно Дж. Сартори считал, что политика может существовать либо в виде «войны», в которой стороны не
считаются со средствами достижения целей и ведут борьбу на уничтожение, либо в виде «торга», где свои позиции в государственной власти конфликтующие стороны укрепляют на основе сделок и договоров.
Заключение.
По мере исторического развития общества, совершенствования демократии политическое пространство неуклонно расширяется. В наше время все взрослые граждане любой демократической страны являются субъектами политики, политических отношений. Они в качестве избирателей (электората) выражают свою волю на выборах, формируют институты власти, путем участия в референдумах принимают важнейшие политические решения, реализуют принадлежащие им политические права и свободы.
Народ и его воля единственный и абсолютный источник власти, служащий стержнем политики, центром притяжения политических сил. Именно вокруг власти разворачиваются важнейшие политические события, противоборство различных политических партий и движений. Но и сегодня главным носителем и, проводником власти выступает государство, деятельность которого составляет основное содержание его внутренней и внешней политики.
Список литературы:
1. Политология. Гаджиев К.С. Учебник М.: Изд-во: "Логос" 2001
2. Политология. Мухаев Р.Т. Учебник М.: Изд-во "Приор", 2000.
3. Политология. Политическая теория, политические технологии. Соловьев А.И. М.: Аспект Пресс, 2000
[1] Политология. Мухаев Р.Т. Учебник М.: Изд-во "Приор", 2000. стр22
[2] Политология. Политическая теория, политические технологии. Соловьев А.И. М.: Аспект Пресс, 2000.стр38
[3] Политология. Политическая теория, политические технологии. Соловьев А.И. М.: Аспект Пресс, 2000.стр39