На многих наказах депутатам лежит печать просветительной философии. Одним из первых Монтескье настаивал на том, что закон обязан карать только внешние действия, признанные преступными, но не мысли, не намерения.
Он же восстает против убеждения, будто жестокость наказания является необходимой: тогда наилучшими должны быть признаны самые жестокие законы.
Следом за Монтескье Ч. Беккариа будет отстаивать гуманизацию наказаний, ограничение судей абсолютно определенными санкциями т. д.
Вольтер издевается над правительствами, использующими жестокость закона в интересах политики и для дисциплинирования администрации. “В нашей стране, — иронизирует он, — не мешает время от времени убивать одного адмирала, чтобы придать бодрости другим”.
Марат требует (в своем Плане уголовного кодекса) соразмерности наказания. Сурово карать легкое нарушение законов — во Франции в то время казнили за мелкую домашнюю кражу — “значит не только зря пускать в ход весь авторитет власти”, пишет он, “ это значит множить преступления, это значит толкать преступников на последние крайности”.
В Кодексе отсутствует ряд норм о наказаниях старого режима — перечень так называемых воображаемых преступлений: ересь, святотатство, магия — по той причине, что «во имя неба уже столько пролито крови». Имел место также отказ от уголовной защиты деятельности откупщиков, их деятельность отныне воспринималась как «позорный памятник угнетения и деспотизма». Деятельность откупщиков и вправду включала такие приемы, а сами они получили прозвище «подвальных крыс»[7]. На их страже были тюрьмы и смертная казнь. Таким образом, нормы и статьи первого Code penal (букв. — наказательный, карательный кодекс) во многом соответствовали идеям и принципам Декларации прав 1879 г.
В 1795 г. был разработан еще один карательный кодекс. Это вызвано было отчасти потребностью внести коррективы в карательно-исправительную политику после якобинской диктатуры и связанного с ней террора. В ходе обсуждения кодекса развернулась полемика по вопросам сохранения суда присяжных и применения смертной казни. Кодекс получил довольно редкое и точное название — Кодекс (т. е. книга).
Работа над следующим наказательно-исправительным кодексом началась в 1801 г. и была закончена в 1804 г. Руководитель комиссии Таржье оставил интересные комментарии к этому проекту, который состоял в тот момент из 1207 статей. Вот некоторые из его комментариев и обобщений:
1. Конечная цель закона не в том, чтобы виновный страдал, а чтобы были предупреждены преступления.
2. Гуманность страдает оттого, что наказание является необходимостью, она взывает, во всяком случае, к умеренности и мягкости.
3. Разум законодателя использует плоды философии, но считается с фактами, окружающими его, изменить которые вне его власти.
4. Когда издаются законы для общества, то надо иметь в виду общество, каким оно является в действительности, а не каким может быть[8].
Весьма редкое и характерное толкование давал Таржье соотношению правовых обычаев и карательного законодательства для обществ с различным уровнем развития: «Народ, который еще молод, малочислен, близок к природе, у которого нравственный инстинкт сохранился во всей своей силе, а естественная магистратура старцев свято почитается, народ, у которого нравы просты, господствует общественное мнение, честь почитается большой наградой, а бесчестье невыносимым наказанием, — такой народ должен управляться принципами, а не указами, следовать скорее нравам, чем законам... Там мягкое наказание не представляет никакой опасности...»[9]
Уголовный Кодекс 1810 года был типичным «продуктом» так называемой классической школы в уголовном праве. В дальнейшем он впитал те или иные идеи и других, более поздних теорий, в частности социологической школы и теории « новой социальной защиты». Тот факт, что Уголовный Кодекс 1810 года продолжает действовать до настоящего времени, говорит о том, что он был создан с известным запасом «прочности», хотя почти за 180 лет своего существования подвергся серьёзным изменениям, которые, однако, мало затронули его структуру. В целом кодекс сохраняет тот же облик, что и во время его издания.
1.1 Структура Кодекса
Работа над Кодексом продолжалась в течение 10 лет. Он был утвержден без прений Госсоветом в январе 1810 г. и введен в силу в 1811 г. вместе с Уголовно-процессуальным кодексом.
Кодекс начинается с предварительных положений, в которых преступные деяния подразделяются на виды, причем в основу деления положен характер наказания: преступное деяние, которое законы карают полицейскими наказаниями, является нарушением; преступное деяние, которое законы карают исправительными наказаниями, являются проступком; преступное деяние, которое законы карают мучительными или позорящими наказаниями, является преступлением (ст. 1). Таким образом, Кодекс устанавливает традиционную трехчленную классификацию преступных действий:
1) преступления — наиболее тяжкие преступные деяния,
2) проступки,
3)полицейские нарушения.
Кодекс состоит из четырех книг, включающих две части, одна из которых излагала принципы различения деяний и лиц, подлежащих наказанию по закону, а вторая содержала нормы для оценки наказуемых законом деяний. Первую часть составляют краткие предварительные положения из первых двух книг: (они напоминают общую часть современных кодексов). Третья и четвертая книги образуют так называемую особенную часть Кодекса. Дефиниция преступления очень проста — преступлениями являются деяния, которые законы наказывают мучительным или позорящим наказанием (ст. 1)[10].
Наиболее оригинальной структурной частью Кодекса следует считать способ различения всевозможных видов действий, подлежащих наказанию по закону. Самих преступных действий существует несметное количество, однако законодатель и карательные учреждения имеют весьма немногочисленный арсенал видов наказания. Вид преступления (наказуемого деяния) определяется очень просто — в зависимости от меры наказания, предусмотренной законом.
Всего насчитывается три вида наказаний: полицейское (штраф, непродолжительное тюремное заключение и др.), исправительное (если есть надежда, что наказание исправит преступника) и мучительные и позорящие наказания, когда преступник настолько закоренелый и опасный, что его необходимо наказывать самым суровым образом и надежно изолировать от общества.
В итоге получается следующая классификация: полицейскими наказаниями караются нарушения (contraventions), исправительными — проступки (delits — деликты), а мучительными и позорящими — преступления (crimes)[11].
Полицейские наказания — это тюремное заключение от одного до пяти дней, денежный штраф, конфискация определенных предметов.
Исправительные наказания — тюремное заключение на срок (исправительный дом), временное лишение некоторых прав (попечительских, гражданских и семейных), штраф.
Мучительные и позорящие наказания включают в себя множество видов и подвидов. Сюда включались:
1. Смертная казнь;
2. Бессрочные каторжные работы;
3. Депортация;
4. Каторжные работы на срок;
5. Смирительный дом (тюрьма строгого режима), иногда с клеймением и конфискацией имущества.
Работа над Кодексом продолжалась в течение 10 лет. Он был утвержден без прений Госсоветом в январе 1810 г. и введен в силу в 1811 г. вместе с Уголовно-процессуальным кодексом.
В следующей главе работы рассмотрим структуру Кодекса, а также проанализируем его основные положения. Только позорящие наказания включали в себя следующие:
1.Выставление у позорного столба в ошейнике (до 1832 г.);
2.Изгнание;
3. Гражданскую смерть (гражданскую деградацию) — лишение избирательных прав и запрещение занимать должности присяжного, эксперта, а также выступать свидетелем, быть опекуном, попечителем; лишение права носить оружие и служить в войсках империи; снятие со всех публичных должностей.
Кодекс включает в себя ряд составов преступлений и наказаний, которые были упразднены в республиканский период. Восстановлена пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии и гражданская смерть. Наряду с этими изменениями в Кодексе увеличилось число наказаний, карающихся смертной казнью, и число составов в защиту частной собственности. Введен новый и подробный раздел о государственных преступлениях, составы которых носят неопределенный характер (призывы в публичных речах — ст. 102; посягательство на изменение формы правления — ст. 87).
Впоследствии наиболее существенным изменениям или полному упразднению подверглись составы, унаследованные от средневековых обычаев и традиций: отмена клеймения и отсечения руки отцеубийце (1832 г.), гражданская смерть (1854 г.). С 1885 г. вводится условное освобождение, которое вначале применялось лишь по отношению к лицам, отбывшим половину положенного срока тюремного заключения, но не касалось лиц, осужденных к депортации, каторге, пожизненному заключению[12].
Итак, подытожив, сформулируем ключевые особенности структуры Уголовного кодекса 1810 года.
Уголовный кодекс Франции 1810г. состоит из Общей и Особенной частей. Общую часть кодекса образуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Особенную часть составляют третья и четвертая книги - в них содержится перечень преступных деяний.