Смекни!
smekni.com

по Основам социологии и политологии (стр. 1 из 3)

ГОУ СПО «ДЕТЧИНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № _______

По учебной дисциплине

«ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПАЛИТОЛОГИИ»

Студентки группы 50БЗ курса 5

Шифр Б 08 754

специальность «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Кузьминой Светланы Леонидовны

Домашний адрес: город Балабаново ул.1 Мая д. 4 кв.95

Оценка__________________

«______» ____________________2010 г.

Содержание.

1.Вопрос № 4. Основные этапы развития социологии в России.

2.Вопрос № 24. Общество как социально-культурная система.

3.Вопрос № 38. Политика как социальное явление.

4.Вопрос № 54.Понятие политической системы.

5.Список используемой литературы.

Вопрос № 4. Основные этапы развития социологии в России.

В развитии социологической мысли в России можно условно выделить 5 основных этапов.

Первый этап – 1860 – 1890 гг.

Второй этап – 1890 г. – начало XX в.

Третий этап – первая четверть XX в.

Четвёртый этап – 20-е – 30-е годы XX в.

Пятый этап – конец 50-х годов, по настоящее время.

Первый этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства.

Если за рубежом русскую социологию приветствовали, то России термин «социология» был запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как «философия истории», «социальные основы экономики», «социальная психология».

Спор, как называть эту науку - "социальной физикой", "философией истории" или "социологией" был не столь беспредметен, как может сейчас показаться. Если бы речь шла просто о выборе того или иного названия, то, в конечном счете, можно было бы согласиться с любым из них или каким-либо другим, но вопрос заключался в ином - в междисциплинарных отношениях. Говорить о социологии как "философии истории" значило суживать рамки рассматриваемых явлений, так как абстрактное учение об обществе не должно пользоваться ограниченным материалом.

Не смотря, на это данная наука продолжала формироваться. Был определен ее предмет как методы, принципы, формы социального поведения. Главная особенность этого периода состояла в одновременном зарождении двух течений позитивизма и марксизма. Как и на Западе в России господствовала позитивистская социология.

В 1897 г. вышел первый учебный обзор по социологии на русском языке (Н. Кареев "Введение в изучение социологии"), в его библиографии русским авторам принадлежало 260 работ из 880. Но фактически список Кареева был далеко неполон: отечественных социологических исследований к тому времени было значительно больше.

К началу ХХ в. началась широкая разработка социальных проблем на психологической основе. Начинают проводиться массовые исследования, возрастает число публикаций, предпринимаются попытки социальных экспериментов, выходят работы посвященные итогам исследований. В 1909г. социология начинает изучаться как учебная дисциплина в ряде русских учебных заведений.

До революции 1917г. развитие социологии прошло несколько стадий, на которых выделились специфические направления:

1. Позитивизм (становление социологии, конец 60-х – конец 80-х годов

ХIХ в.)

1) Географический детерминизм;

2) Органицизм;

3) Концепция культурно-социологических типов;

4) Народничество;

5) Субъективная школа;

6) Психологическое направление;

7) Классический позитивизм.

2. Антипозитивизм (начало 80-х годов ХIХ в. – ХХ в.):

1) Ортодоксальное направление;

2) Философский иррационализм;

3) Индивидуальный психологизм.

3. Неопозитивизм (начало ХХ в.)

После 1917г. появилась необходимость разработки социальной теории нового общества. Создаются кафедры социологии в Петрограде и Ярославле, и даже вводится научная степень по социологии. Но стремление соединить сложившийся в русской социологии и марксизме научный аппарат с новыми общественными условиями оборачивалось насилием над теорией, ее упрощением под идеологию. В эти годы начала издаваться литература по проблемам социологической мысли. Заметное влияние продолжала оказывать немарксистское направление, отраженное в работах П. Сорокина. Но в идеологической сфере шла борьба между марксизмом и другими взглядами. Наряду с теоретическим знанием развивались социальные исследования, рассматривавшие проблемы

рабочего класса, деревни, культуры в целом. К концу 30-х годов ХХ в.

социологию упразднили.

С 50-х. годов ХХ в. началось возрождение социологии. К 80-м. годам ХХ в. возникает понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах функционирования и развития социальных общностей. В качестве предмета социологии рассматривается личность - субъект общественных отношений. Это свидетельствует о конкретизации предмета.

Вопрос № 24. Общество как социально-культурная система.

"Общество" является исходной категорией социологии. Это понятие очень часто употребляется как в научной литературе, так и в обыденной жизни, при этом порой под ним подразумевается каждый раз разное содержание.

В научной литературе под ним подразумевают и предельно широкую общность людей, и форму наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры.

О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности.

Таким образом, в широком смысле слова общество - это исторически конкретная совокупность людей, являющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. Данную исторически развивающуюся совокупность вполне естественно считать социальной системой, при этом самой большой системой. Социальной системе присущ специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей, благодаря чему общество как целостная система образует совершенно новое качество, которое нельзя свести к простой сумме качеств составляющих ее элементов. Сложность является существенным признаком социальной системы. Общество, по сравнению с природными объектами, более сложное как по многообразию связей, отношений, процессов, так и по богатству возможностей и тенденций развития. Чем более развито общество, тем более разнообразны характерные для него социальные взаимоотношения. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие "подсистема".

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Основные признаки, характеризующие общество:

1.население

2.территория

3.способность производить и воспроизводить высокую интенсивность связей и отношений

4.автономность и высокий уровень саморегуляции

5.большая интегрирующая сила, которая способствует социализации новых поколений людей.

Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:

1.ядро - модернизированные страны - технически эффективные, политически стабильные, с высоким уровнем потребления. Ядро занимает передовые позиции за счет эксплуатации периферии и полупериферии, т.к. не может развиваться только за счет своих ресурсов.

2.периферия - модернизация началась недавно, доходы населения невысокие, технологии примитивные.

3.полупериферия - это промежуточное звено. Она эксплуатируется ядром, но сама эксплуатирует периферию. Такие общества в мировой системе играют больше политическую роль, чем экономическую. Одни страны вытесняются на периферию, другие могут стать ядром.

Признаки современного общества:

- информационный технический базис

- знания являются основой благосостояния общества

- ведущая отрасль - сервис

- массовый класс - служащие, управленцы

- принцип управления - согласование

- социальная структура - функциональная

- политический режим - непосредственная демократия, самоуправление

- идеология - гуманизм

- религия - мелкие концессии

Нынешнее "современное общество" - гораздо более сложное и специфическое образование, которое в трех словах не опишешь, поэтому социологи строят многомерные теоретические модели для отражения этой новой "современности".

Что касается современного российского общества, то можно сказать следующее. Глубокие и сложные процессы происходят в нем - социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты и т.д. Это характеризует российское общество как общество переходного состояния, главное противоречие которого заключается в борьбе двух типов рыночных отношений и капиталистической деятельности: традиционалистской и современной - за установление цивилизованных форм капиталистической деятельности, за эффективную защиту социальных и экономических прав граждан.