Второй, аксиологический подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. Таким образом, политическое сознание понимается как тот уровень представлений, на который может подняться человек для оптимизации своего политического участия и выполнения необходимых функций в сфере власти[14].
В рамках такого подхода появляется возможность выделить, опираясь на те представления, которыми пользуется человек в сфере власти, две разновидности форм сознания — политическое и предполитическое (потестарное, от лат. potestas — власть), ориентирующиеся на различные принципы и критерии отражения действительности. Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с учетом целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы развития, навыки прогнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этическими суждениями, позволяют людям осознавать ограничения политических методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или правых политических движений.
В противоположность этому предполитические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки политических изменений, которые улавливают только внешние социальные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально - нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальности на этой основе постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство[15].
Политическое сознание через составляющие его чувства, настроения, идеи и теории выражает отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям, а также к политическим правам и свободам граждан.[16]
Те или иные компоненты политического сознания присутствуют в каждом политическом действии классов, социальных групп и национальных общностей. Политические настроения, взгляды, мотивы, цели, выступают в роли побудительных сил деятельности людей, характеризуют её содержание и направленность. Политическое сознание пронизывает деятельность всех политических институтов, других элементов политической структуры общества. Оно олицетворяет субъективную сторону политической жизни общества.
Политическое сознание выполняет в обществе специфические функции. Главными среди них являются: политическое целеполагание и политическое программирование.
Основной задачей любой политики является выработка системы целей, соответствующей интересам данного класса (группы), а также стратегии и тактики, необходимых для ее реализации. Эти цели и способы их достижения находят свое воплощение в соответствующих программах, заявлениях, декларациях субъектов политической деятельности.
Политическое сознание не только отражает политическую деятельность, но и активно воздействует на нее. Следовательно, оно выполняет также и нормотворческую функцию, заключающуюся в том, что политическое сознание формирует определенную систему ценностей (таких, например, как толерантность, демократичность, патриотизм, интернационализм, коллективизм и т. д.).
Политическое сознание выполняет и научно-познавательную (когнитивную) функцию, предполагающую систематически осуществляемый анализ политической практики и выявляющий ее определенные закономерности и тенденции (на базе чего вырабатывается политическая стратегия и тактика).[17]
Политическое сознание - сложное духовное образование. Оно проявляется через различные состояния и уровни.
По степени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются два взаимосвязанных уровня: обыденный и теоретический.
Обыденное политическое сознание представляет собой своеобразный
«Рис 1.1» Структура и функции политического сознания
сплав знаний, представлений, настроений, чувств, мнений, носителями которых являются разные социальные общности; оно формируется под влиянием, как политической идеологии, так и политической практики.
Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: содержательной диффузностью, размытостью, спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью образующих его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках так называемого «житейского здравого смысла».
В силу этого обыденное политическое сознание наряду с элементами верного отражения политической действительности содержит немало политических иллюзий, ложных представлений о тех или иных политических явлениях. В том числе и о соотношении в обществе различных политических сил, о действительной направленности деятельности различных политических партий, истинных целях их лидеров и т. д. Одновременно, обыденное политическое сознание характеризуется устойчивостью и особого рода инерционностью влияния на политическое поведение. [18]
Можно сказать, что на уровне обыденного политического сознания мыслит большая часть общества, не обладающая знаниями о глубинных законах развития политической жизни. Разумеется, у людей с различным уровнем образования и культуры в разной мере развито их политическое сознание.
В отличие от обыденного, теоретическое политическое сознание направлено на раскрытие закономерностей политической жизни общества и их использование в организации практической политической деятельности.
На уровне теоретического политического сознания осмысливаются социальная природа различных политических сил, прежде всего классов и политических партий, объективные политические интересы последних, непосредственно направляющие их политическую деятельность.
Благодаря теоретическому анализу те или иные субъекты получают более ясные представления о своём собственном положении в системе политических отношений данного общества и о возможности утвердить себя в рамках данных отношений. Как замечал по этому поводу итальянский политический деятель А. Грамши (1891 - 1937), «активный представитель массы действует практически, но у него нет ясного теоретического осознания своих действий». Такое осознание приходит с пониманием своей принадлежности к определённым социально - политическим силам. В этом заключается решающий шаг в формировании более или менее зрелого и грамотного политического сознания и самосознания, в котором «теория и практика, наконец, объединяются».[19]
Содержание теоретического политического сознания составляет выработка теорий и концепций, обоснование системы ценностей и политических установок. Этот уровень связан непосредственно с деятельностью идеологов и потому нередко называется политической идеологией.
Политическая идеология представляет собой «теоретическое отражение политической действительности через призму классов, наций, политических партий и других политических сил».[20]
Политическая идеология играет значительную роль в духовной жизни общества, она оказывает влияние на образование, искусство, нравственность. Она имеет ярко выраженный классовый характер, и господствующей в обществе является идеология экономически господствующего класса.
На разных исторических этапах роль идеологии в обществе различна. В нашей стране идеология играла гипертрофированную роль в 30 - 50-е годы ХХ века, в период культа личности Сталина. В послесталинское время идеология, провозгласив борьбу с культом личности и его последствиями, сама оказалась непоследовательной и недиалектичной. Она утвердила догматизм в общественной науке, воздвигла жесткие границы научному поиску и выводам научных исследований: все, что выходило за рамки партийных документов (программ, решений съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС), отвергалось и подвергалось уничтожающей критике или попросту замалчивалось.
Перекосы идеологической борьбы, выразившиеся в преследовании всякого инакомыслия (борьба с диссидентами отнюдь не только с помощью идейных средств) нанесли значительный урон научному творчеству.[21]
Кризис экономики, социальная напряженность и нестабильность не могли не отразиться на состоянии массового сознания в постсоветский период. Сегодня есть достаточно оснований для вывода о кризисе идеологии и массового сознания, проявляющегося в хаотичности, ослаблении роли идеологии в обществе, в отречении от прошлого, некритическом отношении к опыту западных стран, резком снижении ответственности и дисциплины, росте анархистских, националистических и религиозно-мистических настроений и т. д. В основе данной ситуации лежит неспособность людей адекватно понять и объяснить происходящее.