МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
и профессионального образования
Ленинградский государственный университет
им . А. С. Пушкина
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине : Геополитика
тема :Концепция культурного полицентризма Н.Данилевского. Геополитика К.Хаусхофера. Географический детерминизм
Выполнил: ст. Ковалевская Анна Владимировна
Группа ГМУ 2-06-07
Проверил:.Третьяков И.Л
Санкт -Петербург 2009 г.
Содержание.
Введение. 2
Глава 1. Концепция культурного полицентризма Н.Данилевского. 4
1.1 Концепция «культурно – исторических типов» 4
1.2 Законы культурно-исторического движения. 5
1.3. Цивилизационная парадигма. 7
Глава 2. Геополитика К.Хаусхофера. 8
2.1 Геополитическая концепция К.Хаусхофера 8
Глава 3.Географический детерминизм 14
Заключение. 17
Список используемой литературы 20
Введение .
В начале XX века громкую известность получила новая наука - геополитика
(термин пущен в оборот шведским ученым Р.Челленом). В словарь российских политологов термин «геополитика» пришел очень поздно – в 1990-е гг.До этого времени геополитику всячески третировали как буржуазную лженауку, поэтому о русской школе геополитики, формировавшейся на рубеже 19 – 20вв., у нас до сих пор очень мало известно» ее практически никто не изучал. Современные учебники и монографии по геополитике полны концепций западных авторов, там почти не встретишь русских имен , но это несправедливо: русская геополитическая традиция полна глубоких оригинальных идей, которые и на рубеже тысячелетий звучат необычайно актуально.
. Между тем геополитика просто наука, такая же, как, например, математика или гляциология. У нее есть свой предмет исследования - взаимодействие и взаимное соотношение географических пространств. Есть у геополитики и метод
- системный анализ пространственного положения географических факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла на стыке с несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин. Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на политику.
В 90-х годах ХХ века Россия переживает "чересчур интересное время", она находится на неуютном, продуваемом всеми мыслимыми ветрами перекрестке своей судьбы.
Социально- экономические эксперименты подвели Россию к черте, за которой уже вполне отчетливо просматривается распад государства и вырождение нации. Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия - страна занимающая 1/6 часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров просто не может остаться в стороне от международных отношений.
На пороге ХХI века Россия если она хочет отвечать минимальным условиям цивилизованности, геополитика должна являться неотъемлемой частью общей политики.
Геополитика –( от греч. Gё Земля, politike - искусство управления государством) – наука , изучающая обусловленность политических процессов в больших социальных системах географическим положением страны (региона) и другими физико – и экономико- географическими факторами. В геополитическом анализе выделяются три аспекта:
1. исследование социально- политической ситуации с точки зрения конкретных географических и временных условий их развития;
2. сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории;
3. прогноз и рекомендации по проведению политической стратегии преобразования пространства.
Основными геополитическими факторами выступают :
Географические ( пространственное положение, природные ресурсы);
Политические (политический строй и особенности государства, его границ, социальная структура общества, наличие основных свобод и т.д.);
Экономические ( мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы и др.);
Военные (величина, мощь боеготовность и боеспособность вооруженных сил и т.д.)
Культурные (конфессиональные, национальные традиции, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.);
Демографические (плотность и состав населения, динамика его развития);
Экологические (демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты , истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населения различных стран и т.д.).
Глава 1. Концепция культурного полицентризма Н.Данилевского.
Анализ в геополитике впервые был использован великим русским мыслителем Н.Я.Данилевским (1822-1885) в работе «Россия и Европа», вышедшей в свет еще в 1871г.
В России эта пионерская работа не была оценена ни при жизни ученого, ни после его смерти.
1.1 Концепция «культурно – исторических типов»
Представляет особый интерес концепция «культурно – исторических типов», или цивилизаций, созданная Данилевским. Он был убежден в том, что пространственными отношениями между государствами управляют не законы развития наций, а законы распространения цивилизаций.
В концепции Данилевского цивилизация, или культурно – исторический тип, есть совокупность народов, обладающих языковой, территориальной, нравственно – психологической, культурной и политической общностью.
Он полагал, что каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, большой идее, , сакральной ценности или первичном символе, вокруг которых в ходе развития формируются сложные духовные системы.
Особая роль в формировании цивилизационной индентичности принадлежит религии. За многовековую историю человеческой культуры лишь некоторые народы смогли создать великие цивилизации. Данилевский выделяет одиннадцать таких цивилизаций, или культурно – исторических типов:
1. Египетскую.
2. Ассирийскую – вавилонско- финикийско – халдейскую (древнесимитскую).
3. Китайскую .
4. Индийскую.
5. Иранскую.
6. Еврейскую.
7.Греческую.
8. Римскую
9.Аравийскую (новосемитскую).
10. Европейскую (Романо – германскую)
11. Славянскую.
Две цивилизации – перуанская и мексиканская – погибли на ранней стадии развития насильственной смертью.
Для Данилевского было особенно важно, что в мире и не может быть особых , привилегированных культурно – исторических типов, поскольку ни одна цивилизация не может создать «окончательные», универсальные формы общественного устройства.
Прогресс состоит не в том. Что –бы всем идти в одном направлении, а в том , чтобы все поприще исторической деятельности человечества исходить во всех направлениях.
В современной геополитике утвердилось понимание цивилизации , весьма близкое к тому. Которое в свое время предложил Данилевский: цивилизации есть типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев – словом, в области культуры.
1.2 Законы культурно-исторического движения.
Историческая заслуга Данилевского состоит не только в том. Что он ввел в геополитику понятие «цивилизация» в качестве единицы анализа, но и в том , что он сформулировал пять основных законов развития цивилизации, которые позволили подойти к пониманию основных геополитических закономерностей ее развития в пространства:
Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий,— составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политическою независимостью.
Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.
Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу
Таким образом , цивилизация – это живой организм , возникающий и развивающий в пространстве по некоторым законам. И особенно важно осознать , как происходит цивилизационное освоение пространства.
Данилевский открывает закон сохранения запаса исторических сил. Он проявляется в следующем:
В начале истории цивилизации в этнографический период ее развития, часто происходит так, что интенсивное освоение своего пространства цивилизация начинает лишь в некоторых частях, находящихся в особенно выгодных условиях или близких, непосредственных отношениях с народами, достигающими более высокого уровня культурного развития. В этой части цивилизации развиваются просвещение и науки, достигают высокого уровня политическая, культурная и религиозная жизнь.
Важно подчеркнуть, что опасностью в геополитике Данилевский считал опасность отрыва от национальных истоков, делационализацию пространства. Как ни важны при обыкновенном мирном течении жизни экономические и финансовые вопросы, торговые, колониальные или дипломатические выгоды, все они отступают на задний план , когда дело идет о духовной жизни и смерти народов, т.е. об исполнении ими исторического призвания. Для народов и государств, так же как и для частных лиц, всевластные миллионы теряют свое значение тогда, когда разыгрывается вопрос жизни и смерти. Здесь Данилевский подходит к формулировке еще одного геополитического закона – о защите пространства с помощью дисциплинированного энтузиазма.