Смекни!
smekni.com

Политическая культура и её роль в политической жизни общества (стр. 5 из 7)

Кроме того, компартия создала хорошо организованную и достаточно эффективную систему политической социализации, институты которой осуществляли процесс навязывания в сознание коммунистических идеалов и ценностей, начиная с детского сада и кончая зрелым возрастом.

Первые попытки модернизации политической системы были предприняты Н.С. Хрущевым и выразились в либерализации общественных отношений, в ослаблении политического идеологического контроля за индивидом со стороны властных структур. Что сразу привело к появлению диссидентского движения его политической субкультуры, которая соединила в себе ценности западных идей демократий и некоторые взгляды русской революционно-демократической мысли XIX начала XX веков. Либерализация немного ослабила политическое могущество правящего класса, вследствие чего ему пришлось использовать все средства идеологического манипулирования.

Надо сказать, что с господствовавшей политической культурой всегда развивалась и противостоящая ей политическая культура, представленная демократически настроенной интеллигенцией, интеллектуалами, небольшой группой партийных работников и госслужащих, развивавшей ценности свободы и прав человека, гражданского общества и индивидуализма. Попытки трансформировать советскую политическую систему, в соответствии с этими идеалами, предпринятые в конце 80-х годов М.С. Горбачевым, привели к тому, что была отменена руководящая роль КПСС в обществе. Вскоре прекратила своё существование сама партия, а затем и страна. Коммунистическая идеология перестала быть государственной. Однако заметного изменения ценностей и стандартов политического поведения населения не произошло. У значительной части граждан и сейчас сохранилась подданническая ориентация.

2.2. Роль политической культуры в жизни общества в современной России.

Политическая культура посткоммунистической России представляла собой нечто неопределенное и противо­речивое. Можно сказать, что и сейчас с переменным успехом идет иногда скрытая, иногда явная борьба разнонаправленных политических направлений, столкнове

ние совершенно различных политическихсубкультур. Представители этих течений говорят разными политическими языками и в силу склада своего мышления прибегают к настолько разным системам политической аргумента­ции, что, похоже, едва понимают друг друга. С другой стороны, сужение легального политического разнообразия после событий 3—4 ок­тября 1993 года, привело к исчезновению с политической сцены ряда радикальных оппозиционных организаций. Это вынуждает оп­понентов правительства переходить к политической борьбе в рамках рыночной экономики и президентской республики, а также постепенное осоз­нание правящими кругами важности защиты государственных ин­тересов и учета национальной специфики России. Всё это дает надежду на будущую консолидацию российской политической культуры.

В 90-х годах, после легализации частной собст­венности, распространенная в «верхах» психология выскочки-выдвиженца плавно трансформировалась в психологию выскочки-ну­вориша. Длительное отлучение народа от собственности и процесса принятия решений неизбежно породило распространенное среди бук­вально всех слоев населения люмпен-пролетарское сознание, кото­рое, в свою очередь, обусловливает крайнюю неустойчивость обще­ственных настроений, падкость на обещания, повышенную воспри­имчивость к демагогии[19].

Особенности отношения гражданина к государству в России, учитывая длинный тоталитарный опыт развития, обуславливает значительную специфику его политического поведения. В такой ситуации уход властей от решения многих вопросов и передача слишком многих управленческих функций обществу, ко­торое как структурно, так и психологически не готово к этому, приводит к негативным последствиям. При этом в России, опять же из-за специфики нашей истории, прави­тельство, которое не решается употребить, где нужно, власть, не пользуется достаточным уважением. Отказ от жесткого контроля сверху часто воспринимается как признак слабости власти и стимулирует региональный сепаратизм и другие формы политического радикализма, вследствие чего возникает угроза анархии. Исходя из этого уже кажется неслучайным паралич центральной власти во время конфликта между Съездом депутатов и президентом Б. Ельциным в 1993 году, который едва не поставил Российскую Федерацию на грань развала. Рос­сийское общество, не привыкшее жить в условиях свободы, не могло само заполнить возникшие политическое пространство. Властные полномочия, от ко­торых отказывалось государство, перенимали другие, часто нелегитимные структуры (в том числе и связанные с орга­низованной преступностью).

В конечном счете, проблема эволюции политической культуры современной России сводится к тому, сможет ли наша страна по­строить устойчивую демократическую систему и достойно войти в третье тысячелетие. Или всё-таки перевесит груз авто­ритарно-монархических и тоталитарно-деспотических традиций и Россия вновь вернется к антидемократическому строю, обусловленное ее политико-культурным и историческим развитием. Причем надо иметь в виду, что демократия не сводится к регулярным выборам, многопартийности, плюрализму, парламента­ризму и прочему — это всего лишь внешние атрибуты, демократические ширмы, которые имели и многие диктатуры, в том числе и Советский Союз. С другой стороны, развитие рыночных отношений и внедрение частной собственности не всегда гаранти­рует автоматическое развитие демократии. Развитие капита­лизма в условиях диктатуры хорошо известно на примере стран Латинской Америки[20].

Сложность нашего положения заключается в том, что демокра­тические идеи в России не имеют глубоких традиций. Надежда была на Февральскую революцию, но Октябрьская революция 1917 года прервала процесс медленного развития в нашей стране собственной демократической традиции, опиравшейся на опыт общинного и земского самоуправления, а также на опыт работы Государственной Думы и демократий Новгородских и Псковских республик. Пока что демократия в России почти всецело опирается на заимствование западных идей и ценностей.

Не следует упускать из виду, что либеральная демократия — это не власть толпы, не власть простого боль­шинства избирателей, а власть закона, основывающаяся на абстрактном, формализованном мышлении. У мно­гих же россиян нет привычки к формализованному мышлению. Наше мышление более предметно, более конкретно и, соответственно, наше восприятие политики более эмоционально. Если кто-то из политических лидеров поступает не так как желает большинство населения, то народ на него попросту обижается.

Развитие рыночных отношений и политической демократии в России меняет источники, институты и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по формам выражения и по своим носителям. Существенно различаются формы выражения политических ориентаций, их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, уровнем жизни, социальным опытом. В условиях появившейся свободы в русском человеке противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одной стороны, главным фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, её желания, широта её кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании и поведении населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости. Это обнаруживает высокую зависимость политических представлений от материального положения конкретного индивида[21].

Ориентация большинства населения на удовлетворение насущных интересов и желаний делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов. Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых демократических политических ценностей, а так же объектов политической социализации, которые воспроизводят эти ценности и показывают широким слоям населения как их применять в практической жизни. Что порождает многие трудности на пути демократических преобразований в нашей стране.

К таким трудностям можно отнести, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида. Это делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества. Стихийность и неуправляемость формирования политических ориентаций и приоритетов различными политиками, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения. Это очень опасно, так как затрудняет достижение согласия в обществе по базовым ценностям.

Помочь сплотить людей может общегосударственные, универсальные ценности. К которым в первую очередь относится политическая символика.

Политическая символика — это предметные знаки, изображения, образы, воплощающие в себе определенную идею. К таким символам относятся флаг, герб, гимн.

В 1989г. был восстановлен исторический национальный флаг России- бело-сине- красное полотнище (триколор).

Наряду с флагом та или иная страна в представлениях ее граждан и иностранцев отожествляется с ее гербом. Изображение двуглавого золотого орла на красном фоне было заимствовано Россией в XVI в. у Византии после женитьбы великого московского князя Ивана III на Софье Палеолог. С тех пор российский герб постоянно подвергался изменениям. Герб с двуглавым орлом снова стал символом российской государственности согласно указу президента России в конце 1993г.