Смекни!
smekni.com

Честь как феномен отечественного политического сознания в Х -XVIII вв. (стр. 3 из 3)

Понятие "бесчестия" использует Феофан Прокопович и в обоснование необходимости России иметь морской флот: "... Понеже не к единому морю принадлежит пределами своими сия монархия, то как не бесчестно ей не иметь флота ? Не сыщем ни единой в свете деревни, которая над рекою или езером положена и не имела бы лодок А толь славной и сильной монархии, полуденная и полунощная моря обдержащей. не иметь бы кораблей, хотя бы ни единой к тому: не было нужды. Однако же было бы то бесчестно и укорительно".14

С Петра I началась выработка нового этоса у политически господствующего сословия. На смену понятию родовой чести приходит представление о чести индивидуальной. Но это представление в полной мере сформируется лишь к концу столетия. Для монархов же XVIII века честь (честь России, императорская честь) продолжала оставаться важнейшим элементом картины мира. Так, когда в 1754 году у императрицы Елизаветы Петровны родился внук Павел, состоялось празднество:

"Аллегорическое представление на главном плане фейерверка было следующее: Россия в отверстом крутом храме, где в среднем представлено было здание Честь с щитом в виде Ея Императорского Величества под короною, стояла на коленях пред жертвенником: а подле ея Верность и Благодарность в образе младенцев".15

А в 1760 году Елизавета подписала подготовленный И. Шуваловым указ, в котором "честь" противополагалась "беззаконной прибыли":

"С каким мы прискорбием ... должны видеть, что установленные многие законы для блаженства и благосостояния государства своего исполнения не имеют от внутренних общих неприятелей, которые свою беззаконную прибыль присяге, долгу и чести предпочитают ..."16

Период правления Екатерины Второй ( 1762-1796 гг. ) мы охарактеризуем кратко. О личной своей чести императрица не заботилась, Но переписка ее свидетельствует о том, что честь России стояла у императрицы на одном из первых мест. "Мои правила: что полезно, всегда не отрекусь делать, лишь бы сходно было с честью и достоинством Империи", писала она Г. Потемкину,17 "Признаюсь чистосердечно, что самолюбию моему льстит честь неупадающего в мире русского имени", - писала Екатерина сыну Павлу.18 Нужно заметить, что слова императрицы не расходись с делом: выражение "век золотой Екатерины" и эпитет "Великая» лучше всего подтверждают адекватность дел императрицы ее словам.

Итак с Х по XVIII век "честь" была неотъемлемым компонентом политической мснтальности. Содержание понятия чести менялось, но преимущественно оно обозначало прерогативы верховного правителя и страны, а также выказываемые им знаки почтения.

Список литературы

1 Сахаров А Н Дипломатия Древней Руси IX - первая половина Х в –М., Мысль, 1980. –С. 179-180.

2 "Изборник". Сборник произведении литературы Древней Руси. – М., 1969.- С. 42-43.

3 Весь текст из1а1аегся по: Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. – М., 1960. – С. 216-228.

4 Лотман Ю. М. Об оппозиции "честь" - "слава" в светских текстах Киевского периода // Труды но знаковым системам - Тарту, 1967 – Был. 3. С. 100 –112.

5 Зимин А. А. О статье Ю. Лотмана "Об оппозиции «честь» - слава в светских текстах Киевского периода" // Труды по знаковым системам Вып. 5. -Тарту 1971. –С. 464-468.

6 Лотман Ю. М. Еще раз о понятиях "слава" и "честь" в текстах Киевского периода // Труды по знаковым системам. Выл. 5. - Тарту, 1971. – С. 469-474.

7 Будовниц И. У. Цит. Оп. – С. 459-474.

8 Карлов Н. В. Честь имени, или о русском национальном самосознании // Вопросы философии, 1997, № 4. – С. 8-9.

9 Эскин Ю. М. Местничество в социальной структуре феодального общества // Отечественная история, 1993, № 1. - С. 43, 44, 47.

10 Ключевский ВО Соч., том 2.-М., Мысль, 1988. – С. 144-146.

11 Излагается по Юзефович Л. А . "Как в посольских обычаях ведется " Русский посольский обычай конца XV - начала ХVII в -М , 1988. – С. 20-31,97, 182.

12 Успенский Б ., Живов В. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Успенский Б. Избранные труды. Том 1. - Семиотика истории. Семиотика культуры. - М .,Гнозис, 1994. – С. 112-113.

13 Пресняков А. Е. Российские самодержцы, - М. , Книга, 1990. – С. 99.

14 Феофан Прокопович. Слово о власти и чести царской, яко от самого Бога в мире учинена есть, и како почитай царей // Сочинения. – М. - Л , 1961. –С. 845,107.

15 Записки В. А. Нащокина // Вслед подвигам Петровым. Сборник. – М., МГ, 1988. – С. 364.

16 Анисимов Е. В ., Каменский А. Б. Россия в ХУЛ - первой половине XIX века – М., 1994. – С. 137.

17 Цит по Экшут С. А. "Доступим мира мы средины..." Живопись и поэзия как ключ к постижению геополитических планов Екатерины Великой // Вопросы философии, 1997, № 4 – С. 52.

18 Цит по Карлов Н. В. Честь имени, или о русском национальном самосознании // Вопросы философии, 1997, № 4. – С. 3.