Смекни!
smekni.com

Этнонациональный конфликт. Его характерные черты и особенности (стр. 2 из 6)

Субъектами этнонациональных конфликтов выступают: разделяемые определенными различиями и противоречиями этносы, национальные общности и составляющие их так называемые коренные народы и национальные меньшинства (т.е. ассимилированные в нацию этносы, не являющиеся элементами ее основы), многонациональные (интернациональные) образования и входящие в них национальные группы, национальные государства, разнообразные национальные организации и элиты. Реально действующими агентами конфликтов выступают группы, организованные в национальные движения. Последние формируются и развиваются по мере выявления, обострения межэтнонациональных противоречий и осознания их соот­ветствующими субъектами. Развертывание национального движения включает умножение элементов его субъектов. Если поначалу — это часть наиболее активной национальной буржуазии и интеллигенции, то затем в ряды дви­жения вливаются другие слои населения, осознавшие «ущемленность» своих групповых (общинных, этнических) интересов, в том числе связанных с религиозной общностью. Постепенно стихийно возникающие силы становятся организованными агентами борьбы, происходит и нарастает размежевание данного общества (социального единства) на «своих» и «чужих», «союзников» и «врагов».[4]

Для лучшего понимания сущности этнонациональных конфликтов и принятию самых оптимальных решений по управлению ими особенное внимание должно уделяться их типологизации. С ее помощью можно добиться конкретизации анализа конфликтных ситуаций, лучшего понимания стадий их развития. Провести классификацию этнонациональных конфликтов по одному признаку невозможно из-за сложности именного исходного объекта конфликта – этноса и причин этнических споров и коллизий. Основой для типологизации могут быть:- участники и их количество (этнические группы, государства);- виды конфликтов: 1) межгосударственные и внутригосударственные (местные, региональные и социетальные конфликты); 2) двусторонние и многосторонние;- предмет и цели конфликта;- длительность конфликта: краткосрочные, долгосрочные и затяжные.

В соответствии с целевой типологией этнонациональные конфликты делятся на:

- статусные (в некоторой литературе – сепаратизм, который свидетельствует о групповом стремлении к отделению) происходят в связи с требованиями изменения политического положения этногруппы в обществе (требования могут быть двух видов: создание политической автономии и создание независимого национального государства). В статусном конфликте выделяют 3 формы: сецессию – отделение с целью создания собственного государства; ирредентизм – отделение части территории с целью присоединения ее к соседнему государству; энозис - отделение с целью присоединения к государству, где проживает основной массив одноименного этноса. Данная типология полезна в изучении интернационализации конфликта, поскольку ирредентизм и энозис приводит к межгосударственному конфликту;

- гегемонистские порождаются требованием политического преобладания этногруппы в отношении других этногрупп общества (гегемонистские требования относятся к желаемым привилегиям внутренней этногруппы и ограничениям внешней группы в экономической, политической, правовой, культурной сферах). В гегемонистском конфликте различают следующие формы этнического принуждения – ассимиляцию (потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса)), институциональный расизм (любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни), резервацию (территория, отведенная для проживания отдельной группы меньшинств), апартеид (от африкаансapartheid — «раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.— официальная политикарасовой сегрегации), геноцид (действия, совершаемые с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую групу по политическим или религиозным мотивам)[5].

Статусные и гегемонистские конфликты происходят преимущественно между национальными меньшинствами и доминирующей этнонацией.

В зависимости от мотивационной причины выделяют:

- защитный - мотивационной причиной обращения к этническому насилию является дилемма физической безопасности группы. Дилемма возникает всякий раз, когда правительство не контролирует правопорядок или инициирует этнические репрессии. Физический страх побуждает членов группы к самозащите;

- статусный – мотивация заключается в групповом страхе перед возрастающим преобладанием внешних групп или доминирующей субнации. Специфика статусного конфликта состоит в стремлении национального меньшинства к культурному, а не физическому выживанию, хотя мотив физического страха может усилить этическую солидарность. Группа начинает воевать за желаемый статус из-за воспринимаемой угрозы разрушения своего образа жизни, своих институтов и полной ассимиляции;

- гегемонистский - доминирующая субнация не удовлетворяется сохранением своего образа жизни и институтов. Доминирующую в обществе этногруппу побуждает к этническому насилию гегемонистская мораль, оправдывающая государственное санкционирование этнического преобладания: превращение этнического языка в государственное моноязычие, религии – в государственную религию, свободной ассимиляции - в принудительное культурное поглощение (т.е. он мотивирован моралью «этнической исключенности»);

- элитарный – в его основе находятся властные амбиции этнических элит. Элиты разыгрывают «этническую карту», используют этнический страх, ненависть и распространяемую с помощью идеологизированных мифов гегемонистскую мораль в интересах достижения или сохранения своей властию.

По классификации по целям, которые ставят перед собой втянутые в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно поделить на:- социально-экономические, когда выдвигают требования гражданского равноправия (от гражданских прав до равного экономического положения);- культурно-языковые, когда требования касаются проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;- политические, если этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);- территориальные – на основе требований изменения границ, присоединения к другой, «родственной» с культурно-исторической точки зрения, стране или создание нового независимого государства.Но следует иметь в виду, что в одном и том же конфликте задействованные в него стороны могут ставить перед собой сразу несколько заданий, добиваясь и политических прав, и равноправного политического положения, и повышения статуса языка и т.д. Общую классификацию конфликтов можно выразить в следующей таблице[6]:
Основание классификации Типы конфликтов
По форме проявления и по степени публичности Латентные и актуализированные
По качественным характеристикам Рациональные и иррациональные;Интересов и ценностей;С нулевой суммой и изменяемой суммой
По коммуникативной направленности Горизонтальные (симметричные) и вертикальные (ассиметричные)
По особенностям проявления:- форме и уровням столкновений- по характеру конфликтного действия- по масштабам противоборства- по временным характеристикам Открытые (спор, столкновение) и скрытые (маскировка настоящих намерений и т.д.);Стихийные и спонтанные;Насильнические и ненасильнические;Локальные и общие;Краткосрочные, среднесрочные и затяжные (тлеющие)
По составу конфликтующих сторон - внутригрупповые;- межгрупповые;- институционные
По возможности урегулирования Антагонистические и компромиссные
По уровня и характеру нормативной регуляции Институционализированные и неинституционализированные
По функциональной значимости Конструктивные и деструктивные
2.2. Причины этнонациональных конфликтовОсобенное внимание требует анализ факторов, связанных с причинами возникновения конфликтов, по отношению к которым среди ученых нет однозначности.М.Браун в своей книге «Национализм и этнический конфликт» говорит о существовании целой группы факторов, которые отвечают за возникновение этноконфликтов. Среди них слабость государства, проблемы с обеспечением внутренней безопасности, наличие дискриминационных политических институтов, особенности этнической географии государства (например: различные этнические группы проживают компактно), культурная и экономическая дискриминация и т.д. Обобщая все причины, он утверждал, что камнем преткновения этнонациональных конфликтов является нехватка в обществе либерализма и демократии. Д.Зенгхаас приводит 3 причины этнических конфликтов: экономические проблемы (а именно значительная разница в экономическом развитии регионов), страх перед перенаселением своей территории «чужаками» и боязнь потерять свои специфические культурные и этнические ценности.Традиционно выделяют такие причины.1. Первая концепция - экономического детерминизма. Ее представителями являются неомарксисты М.Хехтера и Т.Нейрна. Первый утверждал, что инициатором этнического конфликта выступает отставшая в социально-экономическом развитии этническая группа, находящаяся на периферии колониальной империи, и она же выдвигает требования о предоставлении политической независимости и ликвидации экономического неравноправия. Эту теорию уточняет Нейрн, который говорит, что конфликт может возникать не только в случае отставания в развитии периферийной группы по сравнения с центром, а даже и при условии ее быстрого развития. К экономическим детерминистам относятся также И.Фирон и Д.Лейтин, утверждающие, что именно экономические, а не политические факторы являются основной причиной возникновения конфликтов. Аналогическое мнение и у П.Коллера и А.Хеффлера, но они несколько парадоксально считают, что не бедность, а именно благополучие увеличивает риск возникновения этнонациональных конфликтов (чем лучше, богаче, живет население «проблемного» региона, тем выше шансы повстанцев получить необходимые ресурсы для начала войны).Разнообразны экономические причины этнических конфликтов. Прежде всего, это борьба этносов за обладание материальными ресурсами, собственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Суть конфликта сводится к тому, что каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Межэтнический конфликт может быть результатом «обделенности» этнических периферийных групп, неравномерного развития, неравномерной модернизации «ядра» и этнонациональной «периферии» в многонациональном полиэтническом государстве. В этих случаях экономическое неравенство между различными этническими группами становится причиной этнонационального конфликта.Но экономические причины часто не принадлежат ни к категории необходимых, ни к категории достаточных. В.Коннор - один из самых рьяных противников экономического детерминизма - считает, что самое большое, что может сделать экономика, - это создавать «катализаторы межнациональных конфликтов». В целом же эти конфликты развиваются «полностью независимо от экономических переменных величин». Экономические мотивы не могут сами по себе, при отсутствии фактора этничности, генерировать конфликт этнонационального характера. Региональные особенности характерны каждой стране, но, если они не налаживаются на этнические, конфликт не возникает. Но даже при наличии такого наложения роль экономики часто оказывается второстепенной. Экономических факторов недостаточно для объяснения эмоционального содержания этнонациональных.Некоторые ученые утверждают, что причины этнонациональных конфликтов следует искать не в существующих социально-экономических условиях, а в широкой временной перспективе, т.е. рассматривают конфликты как неизбежное явление при переходе от старого к новому этапу развития наций [7]. 2. К территориально-географическим причинам этнонациональных конфликтов обращаются многие исследователи этнонациональных конфликтов. Например, Д.Лейк и Д.Ротшильд утверждают, что вероятность возникновения этнических войн растет в географически изолированных регионах, где в течение длительного времени компактно проживает этническая группа, которая имеет опыт ведения борьбы за независимость или власть. В свою очередь, М.Тофт объясняет возникновение конфликтов территориальными причинами, так как государство и народ по-разному (рационально и иррационально) относятся к своей территории. Для этносов территория – это «святая» часть их идентичности, а государство же стремится к установлению политического, правового, экономического и военного контроля над территорией. В ряде случаев эти интересы вступают в противоречия, что и рождает конфликт.3. Существует также психологическая природа этнонациональных конфликтов. Представителями этой концепции являются русские исследователи А.Ахиезер и Е.Баранов. Первый характеризует данную причину дуалистической природой современного человека. С одной стороны, она находится под мощным влиянием усложнения всех типов связей, взаимопроникновения различных культур, а с другой – не преодолела архаических форм познания мира, центром которых является конфликт между локальной племенной группой и всеми другими. В этом случае возникает конфликт в такой форме, как расизм. Баранов же предлагает называть данный фактор «нациопатией» - психологическим отклонением нации, специфическим самовосприятием нации себя и других этнических образований. Благоприятными условиями для данного фактора являются несоответствие социальной организации общества современному миру и неудачи в формировании различных сфер общественной жизни.4. Одними из важнейших причин этнонациональных конфликтов являются политические. К ним относят: кризис политической системы и управления, появление этнических элит и борьба между ними, неравное отношение государства к народам, населяющим его территорию и т.д. В результате чего возникают неудовлетворения меньшинств своим положением в стране и как следствие – этнонациональный конфликт. И в данном случае можно говорить об этнополитическом экстремизме — это использование политического кризисного состояния этнонациональных отношений для насильственного утверждения своего «Я», под прикрытием этнонационального. Известный американский исследователь конфликтов Т. Гарр выделяет 7 универсальных признаков, при помощи которых можно спрогнозировать начало вооруженной борьбы за независимость.1. Группа, принадлежащая к этническим и религиозным меньшинствам, требует большей автономии, чем она имеет на данный момент. В большинстве случаев эти требования удовлетворяются политическими и экономическими методами.2. Риск начала военных действий увеличивается на 60% в случае, когда это меньшинство имело когда-то собственное государство, при этом нет значения, как давно это было, как это государство было образовано и как долго просуществовало. что привело к потере независимости. Но если эти события происходили не так давно, то вероятность возникновения конфликта увеличивается.3. Чем выше организованность группы, которая борется за независимость, тем выше шансы, что они начнут вооруженную борьбу (так, по подсчетам Гарра, риск увеличивается на 83%).4. Чем лучше развит регион, претендующий на отделение, в плане инфраструктуры, информационных технологий, тем выше вероятность начала конфликта. 5. Чем выше уровень рождаемости в этнических и религиозных группах, тем выше ее склонность к началу войны за самоопределение. Но низкий уровень рождаемости может быть компенсирован за счет этнически близких мигрантов.6. Парадоксально, но факт, что: чем меньше этническая и религиозная группа испытывала притеснения и дискриминацию со стороны центральной власти, тем больше вероятность начала конфликта. Подтверждением этому есть факт, что большинство групп, начинающих этнонациональные конфликты. Проживают в демократических государствах.7. Риск вооруженной борьбы увеличивается, если ранее представители этого этноса уже принимали участие в подобном конфликте.[8] 2.3. Этапы и стадии развития этнических конфликтов Этнонациональные конфликты имеют стадиальную динамику. В 1993г. группой международных экспертов была предложена четырехэтапная система развития этнонационального конфликта в рамках Проекта этнических отношений (ProjectonEthnicRelations), известная как документ, получивший название «Заявление Кона» (KonaStatement).

1. Первая стадия - скрытая (зарождение конфликта). В полиэтническом государстве отношения между представителями различных групп могут выглядеть вполне нормально и естественно, и поэтому достаточно часто ничего или мало что делается для предупреждения возникновения конфликтов в будущем. В этом периоде выдвигаются требования, связанные с повышением роли языка коренного населения региона, национальные движения обращаются к традициям, обычаям, народной культуре, в целом к этнонациональной символике, которая противопоставляется «чуждым» символам и ценностям. Эту стадию можно назвать ценностно-символическим конфликтом, обусловленным защитной и регулятивной функциями этничности.