Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта - его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.
При полном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так и на субъективном уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает кардинальные изменения, ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию, превращение «образа противника» в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу, противодействие сменяется ориентацией на примирение, согласие, партнерское сотрудничество.
Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, как правило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения при сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства.
Сдерживающими факторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы, либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта.
Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.
В-третьих, государство, соотнося интересы конфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных условиях.
В-четвертых, конфликтующая сторона может при определенных условиях воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вообще всеми способами разрешения конфликта. Это обстоятельство также служит подтверждением того факта, что ни один из пяти стилей поведения в конфликтах, способов их разрешения нельзя выделять, признать как наилучший и соответственно как наихудший.[11]
На рис.1 показана типология разрешения противоречий в конфликте, подходов и методов политического урегулирования конфликтов. Он дает представление о многообразии возможных установок, подходов и методов разрешения конфликтов, а также о характере реализации их в действиях.
При наличии противоречий
Одностороннее Совместное решение
пути разрешение по преодолению
противоречий противоречий
подход одержать не оказывать игнорировать урегулировать обсудить проблему
к конфликту победу сопротивления противоречия в рамках (политическое урегу-
правовых норм лирование; переговор- ный подход)метод борьба капитуляция бездействие обращение в суд, переговоры,
арбитраж посредничествовооруженная борьба невооруженное принуждение
(политическими и экономическими мирное урегулирование
методами)
Рис.1 Типология путей разрешения противоречий в конфликте[12]
Внимание к защите прав меньшинств начало формироваться еще в начале 20го столетия в рамках международно-правовых документов Лиги наций. Ряд положений далее был развит в деятельности ООН, а концепция группового права, защиты меньшинств как сообществ были сформированы в конце 1980-х годов. В 1948 году было принято Конвенцию о предупреждении преступлений геноцида и его наказание; 1965 – Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; 1966 – Международный пакт о гражданских и политических правах, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; 1978 – Декларацию о расах и расовых предубеждениях; 1999 – Лудские рекомендации по поводу эффективного участия национальных меньшинств в общественно-политической жизни (определяют то, что страны должны гарантировать права национальных меньшинств на участие их в государственных делах, включая право голоса и право баллотироваться на выборные должности на недискриминационных основах) и многие другие. В рамках ЮНЕСКО в 2001г. была принята Общественная декларация о культурном разнообразии.
В Украине политэтничность общества и связанные с ней проблемы осознавались с самого начала государственной независимости. Декларация о государственном суверенитете Украины (1990) и Декларация о правах национальностей (1991) утверждали, что Украина – суверенное национальное государство, которое развивается на основе осуществления украинской нацией своих неотъемлемых прав, а граждане всех национальностей составляют народ Украины, равные перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка. Конституция Украины, принятая в 1996 году, гарантирует: статья 10 - свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины; статья 11 - государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины; статья 53 - гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с законом право обучения на родном языке либо на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества.[13]
В Украине действует огромное количество, регулирующее этнонациональную политику государства. Например: Закон Украины «О национальных меньшинствах в Украине» (1992), «О ратификации Рамковой Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств» (1998), «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» (2003) и др. Действующее законодательство Украины о правах меньшинств соответствует мировым и европейским стандартам.[14]
В современных условиях становится все более необходимой конструктивная этнонационалъная политика государства. Она должна включать в себя обеспечение реального равноправия всех этносов, проживающих на территории данного государства, во всех сферах жизнедеятельности - экономической, социальной, политической, культурной, религиозной, бытовой; реализацию и защиту правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокультурного благополучия; разработку и практическое осуществление обоснованной и динамичной миграционной политики властей на базе урегулирования внешнеполитических и внешнеэкономических отношений государств.
Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов каждой страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.[1] Мала енциклопедія етнодержаства – Л.:Довіра; Ґенеза, 1996. – с.58-59