Смекни!
smekni.com

Политические учения 2 (стр. 2 из 8)

В правовом учении Аристотеля наибольший интерес представляют разграничение естественного и позитивного права, справедливость как критерий оценки закона. Идея Аристотеля о различии и сочетании уравнивающей и распределяющей справедливости стала основой для многих концепций естественного права, в том числе и современных (например, Дж. Роулза). Мысли Аристотеля о правлении справедливого закона, о нравственных высших целях государства представляют собою зарождение представлений о правовом государстве.

· Политико-правовое учение Полибия

Политико-правовые идеи Полибия сохраняют свою актуальность и сейчас. Его учение о смешанной форме правления лежит в основе теории разделения властей, системы сдержек и противовесов. Различение Полибием, вслед за Аристотелем, права и закона было воспринято всеми последующими сторонниками естественно-правовой теории.

· Политико-правовое учение Цицерона

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Не случайно заключительный раздел книги о Цицероне историк С.Л. Утченко назвал «Цицерон в веках». Его труды находились в центре внимания римских и христианских авторов, деятелей эпохи Ренессанса и Просвещения, видевших в Цицероне своего великого предтечу. Наиболее плодотворными оказались положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о качествах идеального политика и гражданина.

3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА

· Политико-правовое учение Августина Блаженного

Идеи Августина Блаженного легли в основу политико-правовой доктрины католицизма. Церковь широко использовала их для обоснования своих претензий на контроль над действиями земных правителей. Некоторые исследователи творчества Августина Блаженного утверждают, что на его идеях была построена Священная Римская империя. Однако еще более важно то, что учение Августина Блаженного продолжило и наполнило новым содержанием античную традицию естественного права.

· Начало формирования политико-правовой доктрины католицизма

Раннехристианские воззрения на взаимоотношения церкви и государства допускали дуалистическую организацию управления обществом. Духовные дела, цель которых - обеспечение спасения - подпадали под влияние церкви; светские дела, а именно - средства поддержания правопорядка - отдавались гражданскому управлению. При этом обе власти имели божественное происхождение. Дуалистическое представление об управлении христианским сообществом наиболее полно было отражено в концепции «двух мечей», которую сформулировал папа Геласий I (понтификат 492-496 гг.). Соединение духовной и светской власти в одних руках Геласий считал рецидивом язычества. Такое соединение абсолютно немыслимо после прихода в этот мир Христа. Сам Христос никогда бы не согласился объединить царские и священнические полномочия. Недаром он утверждал, что царствие его не от мира сего (Иоан. 18: 36).

Теория «двух мечей» стала обоснованием для претензий папства на главенство над светской властью. Однако гораздо более важным является то, что она утвердила автономию церкви в духовных делах. Дуализм управления обществом оставил вне сферы государственного контроля важную сферу человеческого бытия - мышление и веру. В определенной мере разграничение полномочий церкви и государства идейно и психологически подготовило концепции независимости гражданского общества от государства и разделения властей.

4 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

· Теократическая теория Иоанна Солсберийского

Иоанна Солсберийского нередко называют основателем западной политической науки, учитывая введение им в оборот ряда общих понятий, применение новых методов к исследованию государства и политики. Однако его значение состоит не только в этом. «Поликрат» Иоанна Солсберийского предвосхитил как теорию нового времени о божественных правах королей, так и прямо противоположное учение о праве народа на устранение государя-тирана.

· Политико-правовое учение Фомы Аквинского

Политико-правовое учение Фомы Аквинского до сих пор является официальной доктриной католической церкви. Но его значение далеко выходит за рамки собственно католицизма. И в наши дни не утратило своей актуальности признание Фомой за обществом самостоятельной ценности, идеи о служебной роли государства и необходимости ограничения государственной власти. Особенно притягательным является правовое учение Фомы Аквинского, утверждающее приоритет естественного права перед позитивным правом, содержащее в зачатке идею естественных прав человека. Не случайно одним из наиболее горячих защитников прав человека в XX в. Стал последователь Фомы Аквинского Жак Маритен.

· Политико-правовое учение Данте

Антитеократическая политико-правовая концепция Данте во многом опередила свое время. Если принцип разделения духовной и светской власти обосновывался и другими средневековыми учеными, то слова о правовом характере государства были новаторскими. Они и сегодня звучат актуально. В концепции Данте мы можем увидеть прообраз со временного мирового сообщества и международного права, идею верховенства естественного права над внутригосударственным. Но наиболее важной представляется заявленная им идея самоценности человеческой личности, когда человек и его права есть цель, а не объект или средство политики.

· Политико-правовое учение Марсилия Падуанского

Марсилий Падуанский представляет государство живым существом, части (классы) которого осуществляют разные функции, необходимые для его нормального существования. Это - земледельцы, ремесленники, торговцы и ростовщики; воинство; должностные лица; священники. Марсилий Падуанский аргументировано доказывает преимущества народного законодательства. Во-первых, принятые народом законы выражают общее благо;во-вторых, народ лучше повинуется законам, которые, он сам создал; в-третьих, эти законы всем известны; в-четвертых, общество легко может принудить к исполнению законов непокорных; в-пятых, каждый может заметить упущения и предложить способы их устранения. Исполнительная власть должна формироваться законодателем. Исполнительная власть должна быть единой и верховной, превышающей по силе каждую из своих частей, но при этом она не должна превышать совокупной силы народа.

5 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ РЕФОРМАЦИИ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

· Политическое учение Никколо Макиавелли

Понятие и формы государства, выведение политики, как специфической формы человеческой деятельности, за пределы религии и морали логически привело Макиавелли к пониманию государства как структуры, отличной от церкви и созданной не божественным актом, а людьми. Сам процесс становления государственности Макиавелли связывал с потребностью людей в общем благе. Люди объединились, чтобы лучше защищаться. Цель государства - обеспечение каждому безопасности и свободного пользования имуществом.

Именно Макиавелли ввел в оборот сам термин - государство (stato - состояние, стабильное положение). Государство - это политическое состояние общества;это отношение властей и подвластных, опирающееся на страх или любовь последних (а лучше - на то и на другое). Государство отличает наличие соответствующего аппарата и законов. Государство всегда находится в движении.

Никколо Макиавелли по праву называют основателем политической науки Нового времени. Представление о политике как искусстве учета интересов и игры на них прочно вошло в теоретический арсенал современной политологии и современную политическую практику.

· Учение о государстве Жана Бодена

Мировоззрение Бодена причудливо сочетает мистицизм средневековья и рационализм Нового времени. С одной стороны, он ссылается в своих рассуждениях на божественные законы и даже привлекает в качестве доводов демонологию и астрологию, с другой - его теоретические построения опираются на твердую почву фактов, отмечены диалектичностью и историзмом.

Творчество Жана Бодена логически завершает развитие политической мысли Возрождения. Учение Бодена о государстве как светской публичной власти принадлежит уже Новому времени. Боден заложил основы классической теории государства, которая рассматривает государство как систему признаков. Обращает на себя внимание разграничение Боденом публичной и частной сфер общественной жизни. Его настойчивое утверждение неприкосновенности частной жизни для суверена легло в основу выработанной в Новое время концепции гражданского общества.

Самым важным открытием Жана Бодена стало понятие суверенитета как главного свойства государственной власти. Его содержание и поныне государствоведы