раскрывают через выявленные Боденом полномочия суверена.
· Политическое богословие Мартина Лютера
Мартин Лютер – был основателем протестантизма, идеологом Реформации.
Политико-правовой аспект лютеранства оказался чрезвычайно плодотворным для практики государственного строительства и правотворчества Нового времени. В первую очередь восприняты были идеи о равенстве и равном достоинстве людей, свободе совести, независимости человеческой личности от государства, личностных границах деятельности государственной власти. Немаловажную роль сыграли представления Лютера о политике как разновидности службы Божьей и, одновременно, ремесле (эту идею позднее развил Ж. Кальвин). Мысль Лютера о доступном законе впоследствии была развернута в цельную доктрину деятелями Просвещения и, особенно, Дж.Бентамом.
· Богословская и политическая доктрина Жана Кальвина
Политико-правовые аспекты учения Кальвина невозможно оценить однозначно. В наши дни его этатизм, фатализм и непреклонность по отношению к инакомыслию вряд ли найдут себе поклонников. И все же кальвинистская идея о мирском призвании оказалась революционной. Основанная на нем трудовая этика стала мощным фактором не только экономического, но и социально-политического развития стран Европы и Америки. Раз от усилий человека что-то зависит в его жизни, то он может что-нибудь изменить и в государстве. Эта простая истина развернулась в учения об общественном договоре и народном суверенитете, столь характерные для Нового времени. Еще более важной оказалась идея оправданного Божьим замыслом восстания против тирана. Не случайно провозвестники и идеологи Английской и Американской революций базировали свои теоретические рассуждения на идеях женевского реформатора.
· Политико-правовое учение Гуго Гроция
Гуго Гроций одним из первых в Новое время обосновал договорную теорию происхождения государства и права. Выведение права из социальной природы человека, утверждение его независимости от божественной воли было смелым шагом (неудивительно, что трактат <О праве войны и мира> сразу же попал в индекс запрещенных римским папой книг). Хотя идея незыблемости положений естественного права в наши дни едва ли найдет поддержку, представления Гуго Гроция о соотношении права и закона, тезис о необходимости следовать принципам естественного права при формировании позитивных законов легли в основу современного юридического правопонимания.
Гуго Гроция заслуженно считают одним из основателей современного международного права. Его аргументы в защиту мирного правового существования народов, в пользу необходимости соблюдения международных договоров и сегодня имеют вес.
· Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы
Спиноза, вслед за своим соотечественником Гроцием, защищал идею договорного происхождения государства. В развитие этой идеи он выдвинул современную и для наших дней идею договорной сущности государства, когда оно выступает как длящийся, ежечасно исполняемый сторонами общественный договор.
Концепция Спинозы явилась первым в Новое время обоснованием демократии. При всей наивности его представлений о разумности этой формы государства, нельзя не оценить выдвижение им демократического идеала в условиях сплошь монархической Европы. И сегодня вызывают симпатию идеи Спинозы относительно культа закона и законности, установление логической связи между разумом, законом и свободой человека.
· Политико-правовое учение Томаса Гоббса
Гоббс использовал идею общественного договора для апологии государственной власти. Договорная теория происхождения и сущности государства, развитая Гоббсом, не включала, а, наоборот, исключала суверенитет народа. Гоббсово государство-Левиафан - отвратительное, поглощающее человеческую личность, но жизненно необходимое существо, которому необходимо поклоняться как земному богу. Только оно может гарантировать спокойное (хотя и не вполне свободное) существование человека.
Данная концепция, при известной ее реакционности, сыграла и положительную роль в становлении теории конституционного государства. Дело в том, что она беспощадно сорвала романтический покров с государства, она разрушила представление о верности, уважении и любви, на которых, с точки зрения противников Гоббса, покоится абсолютная монархия. Поэтому лорд Кларендой - наиболее яростный критик Гоббса - заявил, что лучше бы Гоббсу вообще не рождаться, чем защищать монархию таким образом.
· Политико-правовое учение Джона Локка
Джон Локк синтезировал достижения естественно-правовой теории государства, сформулированные до него, и по-новому решил некоторые ключевые для Нового времени проблемы в политико-правовом аспекте. Он обосновал сущность частной собственности как необходимой предпосылки всех иных прав и свобод человека. Далее, он интерпретировал общественный договор как договор индивидов о делегировании государству отдельных строго ограниченных правомочий. Он коренным ' образом переосмыслил концепцию естественного права, которое в его интерпретации превратилось в категорию неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека. Локка заслуженно называют пионером европейского либерализма. Действительно, он вплотную подошел к концепции минимального государства, государства-<ночного сторожа>. Он сформулировал принципы, ставшие в последующем конституционной основой современного правового государства: приоритет прав личности, законность, разделение властей и система сдержек и противовесов.
· Политико-правовая философия Вольтера
Политико-правовые идеи Вольтера не канули в Лету вместе с его веком. Его горячая вера в человека, его борьба за приближение государства и права к общечеловеческим идеалам остаются актуальными и сегодня. Отметим понимание Вольтером свободы как подчинения справедливым законам. Оно стало афоризмом на все времена, удачно совместив философское и правовое содержание этой важнейшей составляющей бытия человека.
Нетрудно подметить сходство вольтеровской концепции «просвещенного правления» с идеями Платона. Оба мыслителя фактически отстаивали тезис о необходимости научных основ управления обществом. Однако в отличие от Платона Вольтер не приносил в жертву философскому правлению свободу человека. Напротив, оно было призвано приблизить общество к естественным идеалам добра и справедливости.
· Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье
Учение Монтескье сыграло громадную роль в развитии политической мысли. Монтескье – родоначальник географической школы в социологии; к его идеям обращались представители исторической школы права, сравнительного правоведения, теории насилия и других направлений.
Монтескье хоть и не открыл принцип разделения властей, но именно он убедительно обосновал необходимость его осуществления. Монтескье также определил условия формирования и компетенцию каждой из властей в государстве. Отметим, что он впервые выделил судебную власть в качестве независимой ветви.
Идеи Монтескье воодушевляли современников, а независимая авторская позиция делала их одинаково привлекательными для приверженцев разных, иногда противоположных взглядов. Своего идеолога видели в нем деятели Французской революции, причем не только жирондисты, но и якобинцы. А Екатерина II признавалась, что книга Монтескье <О духе законов> - ее молитвенник.
· Политико-правовое учение Жана Жака Руссо
Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социальнополитической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников Великой Французской революции, особенно на ее якобинском этапе. По влиянию на умы некоторые ученые сравнивали трактат «Об общественном договоре» с Евангелием.
Идеи Руссо были предметом жарких споров и при его жизни, и многие десятилетия спустя. Если отношение публики к Вольтеру или энциклопедистам было стабильным и ровным, то идеями Руссо либо восхищались, либо поносили их. Его пытались выдать за своего предшественника и духовного учителя и анархисты, и социалисты, и даже марксисты.
Произведения Руссо содержат гениальные догадки относительно генезиса общества и государства. В частности, его представления о стадиях становления общества и государства подтверждены современной наукой (концепция неолитической революции).
Выдающимся открытием Руссо стала теория народного суверенитета и непосредственной демократии, ключевые положения которой вошли в конституционную практику современных государств. Вместе с тем нельзя не видеть и ошибочности многих его положений, в частности, недооценку представительных форм демократии, идеализацию народа, крайний этатизм.
· Политико-правовое учение Бенджамина Франклина.
Франклина по праву считают одним из идеологов американской государственности. Его идея о государстве свободных тружеников, которые одновременно являются собственниками, оказалась весьма притягательной для многих поколений американцев и стала вкладом ученого в американский политический идеал.