Смекни!
smekni.com

Политические учения 2 (стр. 4 из 8)

Особо следует отметить роль Франклина как политического пропагандиста. Вера ученого в быстрый прогресс Северной Америки связывалась с надеждой на то, что здесь произойдет усовершенствование науки о политике. Усилиями Франклина идейное наследие античной мысли было привлечено к защите американского республиканизма. Некоторые исследователи считают его родоначальником утилитаризма. Франклин стал одним из учредителей и первым президентом «Общества политических изысканий», задачей которого провозглашалось развитие знаний о государственном управлении и совершенствование политической науки в их взаимосвязи и взаимозависимости.

· Политико-правовое учение Томаса Пейна

Политические взгляды Пейна выражали демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонистов, интересы наиболее широких слоев. Они оказали громадное воздействие на ход и исход войны за независимость. Более того они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и даже пересекли Атлантический океан и на родине Пейна, в Англии способствовали формированию политической идеологии чартистского движения с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегодных выборов в парламент. Особенно актуальными для нашего времени являются его идеи, изложенные в работе <Права человека>.

· Политико-правовая доктрина Томаса Джефферсона

Джефферсон вошел в историю политической мысли и в историю Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. А значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще брлее в провозглашенных ею самых передовых политических и правовых идей и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжали оказывать влияние не только на политическую жизнь США, но и всего цивилизованного мира.

Особенно актуальными для нашего времени остаются его идеи о праве народа на революции, о равенстве всех людей и, пожалуй, самое важное для современной истории - это обоснование Джефферсоном необходимости национальной независимости США, что особенно актуально в нашу эпоху распада последних империй и возникновения большого количества новых независимых государств.

· Политическое учение Александра Гамильтона

Гамильтон навсегда вошел в мировую историю как один из «отцов-основателей» США. Он был выразителем идей консервативной антидемократической части американского общества, для которой политическое устройство Англии оставалось образцом даже после победы в войне за независимость. В то же время многие его идеи и до нашего времени не потеряли своей актуальности.

Особенно интересными и важными для нас являются его мысли о врожденном неравенстве людей, о том, что деление людей на богатых и бедных, на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных является естественным по происхождению и неустранимо. Отсюда вытекает его идея об элитистском государстве, где власть должна принадлежать избранным. Эти его идеи и по сей день вызывают ожесточенные споры.

· Политическое учение Джеймса Мэдисона

Вошел в мировую историю как главный творец Конституции США. Он выражал идеи самых широкиx демократических слоев населения Америки. Имено благодаря его основательному философскому, элитическому и юридическому подходу статьи, публиэвавщиеся в «Федералисте», стали содержать мастерский анализ фундаментальных принципов государственной власти, а со временем превратились в источник конституционного права для Верховного суда США и настольную книгу всех исследователей американского Институционного опыта.

Многие из политических проблем, волновавших американских конституционалистов и самого Мэдисона, до сих пор находятся в центре дискуссий и обсуждений в самой Америке и за ее пределами. В частности, вновь обращают внимание на различные проявления дисбаланса в распределении властей, на чрезмерные полномочия президента и на стремление властей штатов к автономии.

9 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ В КОНЦЕ XVIII-XIX вв

· Мораль, право и государство в философии Иммануила Канта

Мировоззрение Канта характеризуют как дуалистическое. Признавая существование объективного материального мира, Кант считал его принципиально непознаваемым.

Казалось бы, общефилософское и этическое наследие Канта более значимо, нежели его политико-правовая доктрина. Однако в реальности открытия Канта в области соотношения морали и права, права и государства не менее важны. В частности, чрезвычайно плодотворным и в высшей степени практичным оказалось представление Канта о естественном праве как правовом идеале, что и легло в основу большинства современных естественно-правовых теорий.

Кант разделял и дальше развил гуманизм идеологов Просвещения, выдвинув идею абсолютной ценности человеческой личности. Подчиняя государственно-правовую сферу интересам нравственной личности, Кант близко подошел к идее правового государства в ее либеральном варианте.

Кант, отвергающий революцию и стоящий на позициях ненасильственного сопротивления неправовой власти, может быть охарактеризован как один из самых ранних идеологов социального реформизма. И, наконец, Кант с его казавшимся современником нереальным проектом «вечного мира» оказался провозвестником процессов глобализации, складывания общемирового правового пространства на основе международных стандартов прав человека и признания неправомерности войны как средства осуществления политики.

· Философия права Георга Гегеля

Философская система Гегеля явила миру идеал этатистского правового государства. Государство, которое является высшим воплощением правовой идеи, поглощает человеческую личность, подобно гоббсовскому Левиафану. Никто из мыслителей Нового времени не пел таких дифирамбов государству, одновременно защищая представление о праве как царстве реализованной свободы.

При всей ее неоднозначности, философия права Гегеля оказала огромное влияние на развитие мировой политико-правовой мысли. Неисчерпаемость Гегеля проявилась в том, что его теория стала как источником размышлений, так и аргументом в спорах мыслителей разных научных направлений и политических убеждений.

Для сторонников либерализма и демократии наиболее привлекательными и убедительными были выводы Гегеля о праве как воплощении идеи свободы, об историческом развитии человечества как неуклонном продвижении к свободе.

Для консерваторов ценными оказались мысли Гегеля о конституционной монархии как идеале государства, о национальном характере государства, его критика общественного договора, демократии и народного суверенитета.

· Учение о праве и государстве Рудольфа Иеринга

Учение Иеринга о праве и государстве имело значительную популярность. Прежде всего, в нем привлекала динамика правового процесса. Если историческая школа была ориентирована на прошлое как правовой идеал, то теория Иеринга звала в будущее, к обновлению права, к решительному отказу от устаревших норм. Он учил, что право может и должно обновляться, только отказываясь от своего прошлого: «Право - это Сатурн, пожирающий собственных детей».

Весьма актуальными являются положения Иеринга о необходимости постоянной борьбы за право и против неправа, хотя, справедливости ради, следует отметить что, помимо воли автора, этот тезис нередко брали на вооружение и асоциальные силы. Достаточно вспомнить, что слова «В борьбе обретешь ты право свое» стали официальным лозунгом российской партии социалистов-революционеров, использовавшей индивидуальный политический террор.

Интересно с практической стороны учение Иеринга о правовом государстве. Выявив ряд правовых и организационных его моментов (народное правосознание, независимый суд), он в то же время обратил внимание на недостижимость это правового идеала.

10 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ XIX в.

· Политико-правовое учение Джереми Бентама

Труды Бентама значительно повлияли на развитие современной политико-правовой идеологии. Ставя Бентаму в заслугу разработку юридической техники, в частности - принципов кодификации права, его даже называли Ньютоном законодательства. Правовая теория Дж. Бентама оказала большое влияние на Дж. Остина - создателя концепции юридического позитивизма.

Его учение оказалось действительно утилитарным и удивительно конструктивным. Будучи весьма острым на язык, он не занимался пустым критиканством: где бы он ни нашел недостаток, он тут же предлагал способ его исправления. Реформа местного управления, открытая конкуренция на поприще гражданской службы, органы научного управления здравоохранением и полицейская служба, самоуправление колоний, административная реформа в Индии - все это ученики Бентама либо непосредственно почерпнули из его трудов, либо разработали по его методу уже после его смерти.

Прямые, ясные демократические лозунги Бентама способствовали складыванию в Англии народно-правового государства. Заслугой ученого было введение в научный оборот понятия учредительной власти, убедительное обоснование представительного правления и ограничения государственной власти необходимыми для существования общества функциями.