Смекни!
smekni.com

Политические учения 2 (стр. 5 из 8)

· Правовое учение Джона Остина

Основателем юридического позитивизма был ученик Бентама, испытавший значительное влияние исторической школы права Джон Остин (1790-1859). Книга Остина <Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного права>, изданная уже после его смерти Дж.Ст. Миллем, стала настольной для всех многочисленных приверженцев юридического позитивизма.

Джон Остин вошел в историю юридической мысли четким размежеванием права и иных социальных регуляторов. Понимание им права как системы норм, установленных и обеспеченных принудительной силой государства (легистское правопонимание), получило широкое распространение как в науке, так и в системе юридического образования.

Юридический позитивизм Остина стал основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых феноменов, точностью определений

юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники.

В то же время нельзя не видеть и серьезных недостатков юридического позитивизма. Апология позитивистами суверенных велений, вне зависимости от характера содержащихся в них предписаний, в XX в. стала теоретическим инструментом для оправдания антигуманного законодательства тоталитарных государств.

· Политическое учение Джона Стюарта Милля

Милль стал классическим защитником индивидуальной свободы. Для него она представляла ценность сама по себе. С позиций свободы он защищал народно-представительное правление как наиболее способствующее ей, а вовсе не потому, что демократия эффективнее иной формы правления.

Защищая либеральную демократию Милль в то же время не идеализировал ее. Он верно уловил опасность <массовой демократии>, чреватой нивелированием личности, <усреднением> человека, подавлением индивидуальности.

· Социально-политическое учение Герберта Спенсера

Спенсер по-новому перетолковал известную с античных времен идею органицизма, утверждая, что общество и государство могут развиваться только естественным путем с общей тенденцией от примитивного к промышленному обществу и от деспотического к либеральному государству. Эта идея Спенсера стала теоретической основой концепции индустриального и постиндустриального общества, сложившейся в XX в.

До сих пор актуально звучат трезво-прагматичная оценка Спенсером достоинств и недостатков парламентаризма и социальной функции государства, убедительная критика бюрократизма и социализма.

11 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ В XIX в.

· Политико-правовое учение Жозефа де Местра

При всей реакционности политической программы Местра нельзя не признать справедливости его критики по многим вопросам. В дискуссии с идеологией Просвещения Местр нащупал ее самое уязвимое звено: убеждение во всесилии разумного закона и возможности коренного переустройства общества и государства. Главной его заслугой было то, что он силой своего замечательного публицистического дара показал пагубность для человечества ложно истолкованных идеалов свободы, равенства и справедливости.

· Политико-правовое учение Бенжамена Констана

Теория Бенжамена Констана, обстоятельно изложенная в его «Курсе конституционной политики», долгое время была общепризнанной доктриной буржуазных политиков Франции и ряда других стран. Всю свою жизнь Констан защищал свободу; в этом он видел свою главную заслугу. Идея Констана о приоритете интересов личности перед общественными интересами, хотя и небесспорна, но сыграла значительную роль в становлении теории правового государства. Чрезвычайно актуально звучит мысль Констана о государстве как управляющем (в современной терминологии - менеджере), что позволяет занести его в списки предшественников технократической теории государства. И, наконец, политическая практика XX в. Блестяще подтвердила концепцию разделения властей, обоснованную Констаном, в частности, выведение власти главы государства за пределы классической триады власти, Особую компетенцию и значение власти местного самоуправления.

· Политическое учение Алексиса де Токвиля

Подобно старшему своему современнику Констану Алексис де Токвиль выступил страстным защитником свободы личности. «Мне кажется, - писал он, - я любил бы свободу во все времена, но в то время, в которое мы живем, я склонен ее обожать». Политическая доктрина Токвиля представляла собой сплав либеральных ценностей (прежде всего - индивидуальной свободы) и демократических идей. По сути, Токвиль вслед за Бентамом - основоположник либерально-демократического направления в исследовании государства и политики.

Либерально-демократическое понимание государства оказалось наиболее плодотворным. Современное государство (если под этим словом понимать не хронологические параметры государства) в целом развивается именно в этом направлении. Эксперименты с максимальным государством (в виде социализма, социального государства, «государства всеобщего благоденствия») привели к логическому концу: усилению чисто либеральных моментов в политике (рейганомика, тэтчеризм). Идеи Токвиля (наряду с идеями Бентама, Милля, Констана) до сих пор являются основополагающими ценностями современной западной государственности.

· Социально-политическое учение Огюста Конта

Учение Конта оказало значительное влияние на последующую философскую и политическую мысль. Позитивизм в различных модификациях и сейчас остается одним из ведущих направлений в философской науке, а основанная им социология в XX в. стала самой востребованной общественной наукой. Не утрачены бесследно и политико-правовые идеи Конта. Часть его учеников создала позитивистские церковные общины во Франции, Англии, Чили; позитивизм был признан даже государственной религией Бразилии (на государственном флаге Бразилии обозначены слова Конта <порядок и прогресс>). Под сильным влиянием философии О. Конта сложился континентальный юридический позитивизм, а также социологическая теория государства Г. Спенсера.

Утопическую социократию Конта критиковали даже его ближайшие последователи, в частности, Г. Спенсер.

Но, отвергнув проект в целом, потомки восприняли некоторые частные идеи Конта: например, о собственности как социальном долге, о роли науки и инженерного персонала в будущем обществе и государстве.

12 СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

· Учения социалистов-утопистов

Для понимания социального и теоретического смысла названных систем взглядов надо учитывать, что эти взгляды возникли в начальный период борьбы между пролетариатом и буржуазией, на том этапе, когда конфликт этих противостоявших тогда друг другу классов еще не достиг достаточно высокого уровня зрелости. Это породило у социалистов-утопистов иллюзию, будто они могут встать над противоречиями буржуазии и пролетариата и облагодетельствуют своими проектами сразу все общество в целом.

Социалисты-утописты отвергали любое серьезное политическое и в особенности сякое революционное действие. В написанных ими произведениях сравнительно мало внимания уделено современной политике, государству и праву. Это означает недооценку мыслителями значения государственных и правовых институтов. Тем не менее, анализ их взглядов необходим. Он позволяет полнее раскрыть специфику очень важных явлений духовной жизни Европы XIX в., оказавших огромное воздействие на последующие судьбы общественной и политико-правовой мысли.

· Марксистская теория государства и права

Марксистское политико-правовое учение содержит немало верных положений. Маркс и Энгельс детально проанализировали связь государственно-правовых явлений с иными социальными институтами, в первую очередь - экономическими. Они предложили достаточно убедительную (по крайней мере, для Европы) теорию происхождения и типологию государства и права. Маркс и Энгельс глубоко, со всей силой присущего им публицистического таланта анализировали современные им политико-правовые явления. Но в оценке сущности и, главное, перспективы государства и права они ошибались.

Укажем еще на одно обстоятельство. При всей кажущейся логичности учение Маркса и Энгельса глубоко противоречиво (примеры тому приводились выше). Не случайно после смерти Маркса его многочисленные ученики и последователи жестоко рассорились между собой, разбившись на два лагеря. Революционное крыло (Вильгельм и Карл Либкнехты, Роза Люксембург, Владимир Ильич Ленин) отличалось подчеркиванием неизбежности вооруженного революционного восстания и жестокой диктатуры пролетариата. Высокая цель установления диктатуры пролетариата для спасения людей от проклятий капитализма оправдывалась любыми средствами.

Умеренное, реформистское крыло представлено, прежде всего, Карлом Каутским и Эдуардом Бернштейном (хотя они тоже не были согласны между собой во многих вопросах). Они были сторонниками демократии, использования в интересах рабочего класса всеобщего избирательного права, свободной борьбы партий на выборах, свободы слова, печати, собраний, полновластия представительных учреждений, а также развития социального законодательства и активного вмешательства государства в экономику.