· Политическое учение Эдуарда Бернштейна
Эдуард Бернштейн вошел в историю политической и правовой мысли как один из основателей современной социал-демократической доктрины. На основании изучения современного ему капитализма и практики рабочего движения он предложил реформистский путь придания буржуазному государству социального характера. В плане практических результатов этот вариант социалистического учения оказался наиболее плодотворным. Мирная парламентская и профсоюзная борьба трудящихся за социальную справедливость привела к существенному улучшению положения трудящихся. Фактически современный рабочий класс утратил свой пролетарский облик, став обладателем если не средств производства, то, по крайней мере, достойных
человека условий жизни. В этом отношении наибольшие успехи сделали скандинавские страны, где длительное время у власти находились идейные сторонники и последователи Бернштейна.
Политическая концепция Бернштейна стала основой для формирования доктрины «демократического социализма» (Г. Ласки, К. Реннер).
· Политическое учение Владимира Ильича Ленина
В отличие от всех предшествовавших ему политических учений, оно практически не содержит позитивного начала. Отрицание Лениным выработанных в теории и опробованных на практике институтов демократической государственности, выстраданных человечеством прав и свобод, сыграло исключительно разрушительную роль. Но еще более опасным для России и всего человечества стало учение о диктатуре пролетариата, жертвами которого стали целые страны и народы.
· Политические идеи Феофана Прокоповича
Преобразования Петра I и сам активный процесс государственного строительства находили свое обоснование в политических теориях его современников, одним из которых был Феофан Прокопович. Прокопович обосновал необходимость для России абсолютной монархии (которую точнее можно назвать разновидностью восточной деспотии). Эта форма правления более всего соответствовала менталитету русских и их представлению о государственной власти.
Термин «самодержавие» Прокопович первый стал употреблять в смысле неограниченной власти императора. Его прежнее содержание, означавшее суверенность и независимость государства утратилось, и отныне данный термин стал обозначать только верховную, неограниченную власть. В таком именно значении он употреблялся и употребляется в XIX и XX вв.
· Политико-правовое учение СЕ. Десницкого
Идеи высказанные Десницким дают полное право считать его первым российским либералом. Об этом говорит предложенная им судебная реформа, которая имела в своей основе буржуазные принципы, направленные против сословно-административного суда в России. Эта реформа, в случае ее проведения, привела бы к созданию самостоятельной, не зависящей от чиновничества «судительной власти», способной положить предел «изменчивой воле одного».
Заслуживает внимания социально-политическая эволюция истории, предложенная Десницким. Картина, нарисованная просветителем, в целом не отражает реального хода исторического процесса. Тем не менее, сама попытка подойти исторически к таким институтам, как семья и собственность, имела большое значение для юриспруденции.
Юридические идеи Десницкого не имели яркой сословно-дворянской окраски. Он стремился ограничить самодержавие, выдвигая на первый план бессословный законодательный орган представительства и принцип законности в реализации властных полномочий всех государственных органов, в том числе и органов верховной власти.
· Политико-правовое учение М.М. Сперанского
Все содержание консервативной юриспруденции Сперанского было направлено, в сущности, против основ нового буржуазного строя: он отвергает не только учение о естественном праве, но и учение о разделении властей.
В то же время близкий по своему происхождению к податным сословиям, Сперанский понимал закономерность революционных событий во Франции и по-своему пытался предотвратить их в России. Поэтому в его проектах появляются Государственная Дума и суд присяжных, появляется ответственность министров, юридические институты буржуазного государства.
Правда, содержание проектируемых органов далеко не буржуазно, более того, реализация преобразовательной программы должна была, по мысли Сперанского, предотвратить опасное, с точки зрения чиновника, развитие капиталистических отношений. Однако, стремясь к предотвращению господства буржуазии, реформатор пытался противопоставить ему не патриархальный «стародворянский» уклад феодальной монархии, а государственную организацию, которая бы учитывала факт развития капитализма в стране.
В данном случае Сперанский пытался соединить несоединимое: он хотел законсервировать планируемую им социально-политическую организацию с помощью тех самых сил, которые неизбежно должны были бы сломать ее при дальнейшем развитии. Поэтому государственно-правовые идеи реформатора не были претворены в жизнь.
· Политическое учение П.Я. Чаадаева
В философии П.Я.Чаадаева западничество представлено в своей экстремальной форме. Это выражается в глубоком пессимизме в отношении прошлого и настоящего России. По мнению Чаадаева, Россия - страна, лишенная прошлого, поскольку в ней нет ничего достойного поддержки и развития, исключая реформы Петра Великого, развернувшего Россию лицом к Западу. Собственная национальная традиция России - это воплощение косности, инертности, неспособности к прогрессу и самостоятельному развитию. Россия - страна всецело заимствованной и подражательной культуры, страна
без внутреннего развития и естественного прогресса. Конечно, на такой почве у России не было будущего, что хорошо понимал Петр I. Великий реформатор выстроил вектор развития России в сторону Европы и Запада.
Отклонение от этого вектора может привести лишь к тому, что она останется страной, которая ничего миру не дала и ничего у него не взяла.
· Политическое учение К.С. Аксакова
Взгляды К.С. Аксакова на историю допетровской Руси, на роль крестьянской общины характерны для всех славянофилов и, конечно, весьма наивны. По его мнению, Московская Русь представляла собой не что иное, как союз земледельческих общин с самодержавной властью (народная монархия). Идеальным государственным учреждением того времени, как утверждали славянофилы, был Земский Собор, в котором осуществлялось якобы единение царя и Земли.
Обращает на себя внимание отрицательное отношение славянофилов к личной свободе как к правовой ценности. Отношение к личной свободе теснейшим образом было связано у славянофилов с критикой рационализма. Рационализм рассматривался как духовная основа индивидуализма, как основание утвердившихся на Западе частной собственности, искусственных государственных образований и западных правовых схем.
К.С. Аксаков утверждал прямо, что личность как принцип есть зло. Славянофильство имело своим основанием русский великодержавный шовинизм. Не удивительно, что славянофильство стало питательной почвой для возникшего во второй половине XIX в. идеологии панславизма, которая обосновывала претензии России на господство над всем славянским миром и проведение политики русификации в национальных регионах Российской империи.
· Политико-правовые взгляды К.П. Победоносцева
Победоносцев представитель этатистского консерватизма. Эта платформа сформировалась в рамках охранительной идеологии в основном после крестьянской реформы 1861 года, когда правительство, доведенное до отчаяния радикалами, пришло к заключению, что без твердой верховной власти не обойтись, даже если это будет власть бюрократии. Более того, именно с просвещенной властью, а также с православием представители этой платформы связывали сохранение и укрепление государственности. Идейным вдохновителем этого направления и стал К.П. Победоносцев.
· Политико-правовое учение Б.Н. Чичерина
Этатистский подход к российским политико-правовым явлениям приобретает более стройную либерально-доктринальную форму во взглядах Б.Н. Чичерина. Он был чрезвычайно чуток к запросам и нуждам русского народа, но считал, что удовлетворение этих запросов и нужд возможно только на почве закона.
Чичерин был одним из основателей юридической (государственной) школы русской историографии второй половины XIX века. Находился под большим влиянием государственной теории Гегеля. Движущей силой российской истории считал монархию, которая в интересах общества в целом закрепощала все сословия, а затем, когда исторические цели были достигнуты, раскрепощала их.
Сообразно своему либеральному настроению Чичерин всегда враждебно относился к социалистическим теориям. Чичерин сформулировал основной принцип, который назвал «охранительным либерализмом» и считал его исключительно плодотворным для России: «либеральные меры и сильная власть».
· Политическое учение М.П. Драгоманова
Политическое учение Драгоманова ценно для нас, прежде всего, своей направленностью на защиту прав и свобод человека. Ни до, ни после Драгоманова никто в России и Украине не утверждал с такой силой идею приоритета личности перед государством. Драгоманов близко подошел к определению важнейшего признака правового государства - ответственности государства перед человеком в случае нарушения его прав. Не может не привлекать наших современников и европейский выбор Драгоманова, его стремление ввести Украину в семью европейских народов путем приближения к европейским политическим и правовым стандартам.