Смекни!
smekni.com

Десять блоков В.В.Путина (стр. 6 из 7)

Принимаемые российским правительством меры по борьбе с кризисом носят выжидательный характер и никак не направлены на разрешение противоречий, породивших хозяйственный кризис.
Как считают эксперты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО), власти надеются на прохождение мировой экономикой негативной полосы в 2009 году, и возобновление роста цен на нефть, однако кризис может продлиться до 2013 года, а имеющихся у России резервов может не хватить.
По оценкам экспертов ИГСО, в действительности в 2009-2010 годах глобальный кризис лишь войдет в пиковую стадию, после чего последует продолжительная депрессия. Скорого возвращения нефти на прежние стоимостные позиции не будет. Государство только впустую израсходует накопленные резервы.
В ИГСО отмечают, что основная цель антикризисного плана правительства: смягчить воздействие кризиса на российские компании. При этом не предполагается защита населения от разворачивающихся увольнений и создание новых рабочих мест. Повышение потребительских возможностей трудящихся также не предполагается.
«Правительство России явно все больше переходит к протекционизму. Однако его политика не отвечает на ключевой вопрос кризиса: кто будет покупать все произведенные товары?» – отмечает директор ИГСО Борис Кагарлицкий.
По его словам, власти не отказались от прежней эмиссионной политики, усиливающей инфляцию в стране. На 2009 год намечено 33% увеличение рублевой массы в экономике. В условиях естественной для кризиса инфляции, такое содействие обесцениванию денег, а с ними и доходов населения способно лишь усугубить экономическую ситуацию.
Руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов убежден, что в 2009 году Россию ожидает стагфляция и рост безработицы, дальнейшее падение цен на нефть.
«Власти надеются на то, чего не произошло в 2008 году – на завершение кризиса. Поэтому антикризисные меры не направлены на принципиальное перестроение экономики, а ограничиваются мумификацией. Все ждут, что мировое хозяйство спонтанно пройдет через кризис и останется прежним. Этого не произойдет», – считает эксперт.
Многие аналитики утверждают, что после кризиса (в 2010-2011 годах) цены на нефть вернутся на прежний уровень, продолжат расти, достигнут $200 за баррель. Однако, как отмечают в ИГСО, глобальное хозяйство не сможет развиваться дальше без революционных преобразований в энергетике. Нефть в будущем останется промышленным сырьем, но потеряет свое значение как энергоресурс.
Согласно оценке ИГСО, мировой экономический кризис не завершится в следующем году и может продлиться до 2013 года, а ставка на его завершение к концу 2009 года безосновательна и влечет за собой лишь бесперспективное расходование валютных резервов страны, уже сократившихся c 1 августа почти на $120 млрд.
«России для смягчения воздействия кризиса и дальнейшего выхода из него требуется не только поддержка производства, но и стимулирование потребительского спроса. Это означает отказ от всей прежней политики удешевления рабочей силы и переход к техническому перевооружению индустрии. Выжидательная антикризисная политика лишь истощит ресурсы страны, усилив поражение кризисом национального хозяйства», – считают эксперты, сообщает «Восток-Медиа» со ссылкой на «Новый регион».


Заключение.

Российское падение 2008 года будет иметь долгосрочные последствия

Тем не менее, российское падение 2008 года, как и более крупный кризис десятилетней давности, будет иметь долгосрочные последствия, отмечает Financial Times.

Во-первых, случившееся уничтожило надежды на то, что Москва вскоре станет глобальным финансовым центром. Падение рынка продемонстрировало серьезные недостатки ее финансовой инфраструктуры. России необходимо увеличить резерв капитала, активнее привлекать пенсионные фонды к покупке акций, развивать розничный инвестиционный рынок. Стране необходимо поддерживать исправно работающую систему банковского кредитования, чтобы бизнес мог получать финансирование на конкурентных условиях. Необходимо обеспечить, чтобы вливания со стороны Центробанка более эффективно поступали в финансовую систему. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

Во-вторых, кризис показал, что Россия неразрывно связана с глобальной экономикой. Она не может избежать влияния внешних факторов вроде изменения курса доллара или цен на нефть. А за внешнеполитическую конфронтацию пришлось заплатить подорванным доверием и бегством капитала. Возможно, это ограничит агрессию в будущем. Но важнее всего то, что Россия хочет занимать место за столом переговоров по важнейшим мировым вопросам, а ее претензии основаны на достаточно крупной экономике.

Может сказаться и другой сдерживающий фактор - олигархи. Путинизм был построен на следующем постулате: магнаты преуспевают, если играют по правилам Кремля, отмечает издание. Однако военный авантюризм последнего времени подорвал эту основную договоренность. Снижение цен на сырье и замедление роста еще более осложнит попытки ее сохранить. Падение рынка больно ударило по олигархам. Меры по его спасению были приняты лишь после того, как обеспокоенная бизнес-элита обратилась с жалобой к Кремлю.

Укоренившаяся власть Владимира Путина делает опасными более решительные действия оппозиции. Однако после недавней встряски лояльность олигархов уже не будет гарантирована.

Московский экономист, колумнист одной из газет Константин Сонин сказал, что курс правительства на вливание средств в финансовую систему вызовет новый виток инфляции и позволит коррумпированным и неэффективным банкам, которые следовало бы закрыть, продолжать работу.

"Чем более режим основан на личной власти, тем менее он подготовлен к подобным кризисам, – сказал он. – Подобным режимам всегда приходится быть по-настоящему злобными и репрессивными либо давать хорошие экономические результаты. Если с экономикой у них не ладится, это толкает их в репрессивном направлении, а я не уверен, что российская элита к этому готова".

Давление на Кремль усилится, если кредитный кризис перекинется на другие отрасли

Если кредитный кризис перекинется на другие отрасли - например, сектор недвижимости, - давление на Кремль может усилиться. Растущая инфляция - проблема политическая. По прогнозам большинства аналитиков, в текущем году инфляция достигнет 14-15%, а значит, впервые за время правления Путина среднестатистический россиянин к концу года станет беднее по сравнению с его началом.

В последние месяцы рядовые граждане, недовольные ростом цен, устраивали в разных районах страны небольшие акции протеста. Экономист Евгений Гонтмахер, имеющий связи с президентом Дмитрием Медведевым, предрекает, что зимой и весной произойдут более масштабные демонстрации, так как цены на продовольствие растут еще быстрее, чем инфляция в целом.

"Люди пытаются делать деньги из воздуха вместо того, чтобы вкладывать в реальное производство и бизнес", - говорит о потрясениях на фондовом рынке 40-летний бизнесмен Иван Смолин, участвовавший в акции протеста в Красноярске. Он также посетовал, что государство не инвестирует в инфраструктуру. Например, за первые шесть лет администрации Путина протяженность мощеных дорог в России увеличилась на 0,1%.

Михаил Бергер, профессор Высшей школы экономики, говорит, что в Кремле две фракции борются за формирование экономического курса: одна заинтересована в дальнейших рыночных реформах и интеграции в мировую экономику, а другая выступает за расширение контроля государства и более изоляционистский курс по отношению к Западу.

После войны в Грузии Путин, по-видимому, склонился к позиции второй группы – он неоднократно заявлял, что российская экономика может по-прежнему процветать без США или Европы. Но после обвала фондового рынка Путин смягчил свой тон и начал поощрять иностранные инвестиции.

"Через взаимные инвестиции мы становимся более зависимыми друг от друга", - сказал он в пятницу, добавив, что Россия делает "ставку на частную инициативу, предпринимательскую свободу, открытость и рациональную интеграцию в мировую экономику".

Путин обещает инвесторам хороший климат

По словам аналитиков, Россия сталкивается с непрекращающимися сомнениями в инвестиционном климате, учитывая концентрацию политической власти в руках Кремля. Война в Грузии, действия российских властей против концернов ТНК-BP и "Мечел", а также снижение цен на нефть подорвали доверие инвесторов.

Жесткая антизападная риторика Путина вселила опасения, что возможна атака на иностранных инвесторов и еще большее расширение контроля государства над экономикой. По оценкам BNP Paribas, за несколько недель после войны инвесторы вывели из России без малого 35 млрд долларов.

"Когда правительство предпринимает действия, которые пугают людей, это сказывается на рынке капиталов, - поясняет Харви Савикин, - основатель хедж-фонда Firebird Management, специализирующегося на территории бывшего СССР; этот фонд сократил свои активы в России. - Нас тревожит, когда страна вступает в открытый конфликт с Западом, особенно при нынешнем экономическом положении".

Москва напрягла политические и финансовые силы, чтобы ограничить финансовый кризис и вернуть доверие инвесторов. Как подчеркнул премьер-министр Путин, выступая в Сочи, городе на юге России, его страна заинтересована в привлечении инвесторов и не заинтересована в конфронтации с США. Об этом он заявил, выступая перед главам международных банков и компаний, в числе которых были главы Shell Иерун Ван дер Вир и Deutsche Bank Йозеф Акерманн, пишет Handelsblatt.

Несмотря на то, что в общем и целом российская экономика, похоже, твердо стоит на ногах, в августе объемы инвестиций сократились сильнее, чем ожидалось. Цены производителей, как и инфляция, уровень которой составил 15%, достигли самого высокого уровня за последние 5 лет. Растет количество признаков, указывающих на то, что экономика не сможет удержать уровень роста последних лет - в том числе и вследствие финансового кризиса.