Смекни!
smekni.com

Феминизм 3 (стр. 5 из 7)

Четвертый блок вопросов, содержащихся в исследовании "Стили жиз­ни молодежи", представляют оценки влияний социальных институтов и со­циальных организаций. Основной задачей этого блока вопросов было выяс­нение влияний социальных институтов и социальных организаций на фор­мирование стилей жизни молодежи. Среди дополнительных задач намече­ны такие: обратить внимание на процессы трансформации социальных ин­ститутов и социальных организаций, изменения их форм, функций и леги­тимации, а также на влияние названных трансформационных процессов на формирование стилей жизни. Среди социальных институтов и социальных организаций были выделены: армия, отцовство, бизнес (предприниматель­ство), общественные объединения (функциональнисть, целесообразность, участие), государство, закон (знание, оценка, ориентации), СМК (наряду с другим выделены привычки и ориентации на Интернет и мобильную связь), образование (школа, университет), политика (глобализация, бед­ность), религия, семья, судопроизводство (правозащита), церковь, брак.

Предложенный подход к изучению стилей жизни позволил максималь­но привлечь к описанию и анализу в исследовании многообразие проявле­ний стилей жизни молодых женщин и мужчин, а также избежать "проблемы предполагания". Свободный разговор был направлен на получение откро­венных индивидуальных оценок и суждений. Исследование имело целью поиск и раскрытие индивидуальных смыслов, которые определяют вер­бальные и практические действия людей. Многие исследовательские сте­реотипы, усвоенные благодаря ознакомлению с социологической литерату­рой и повседневному опыту, удалось преодолеть в ходе проведения интер­вью. Данное исследование представляет собой первую попытку в нацио­нальной науки ввести качественные методы в изучение стилей жизни, а также переосмыслить полученное знание с позиций феминистической па­радигмы в социальной науке. Часть результатов исследования отражена в статье "Стратегии социальной работы с молодыми женщинами"[32].

2.2. Феминистические подходы к интерпретации социологической информации

Важным этапом осуществления феминистического исследования сти­лей жизни является интерпретация полученных данных. По классифика­ции М.Вебера, интерпретативное понимание состоит из двух этапов. Пер­вый этап охватывает "понимание того, что наблюдается непосредственно", то есть типичные количественные позитивистские исследования. Второй этап, "объяснительное наблюдение", характеризуется направленностью на понимание смыслов, которые человек вкладывает в собственные практи­ческие или вербальные действия. Индивидуальные смыслы фиксируются и интерпретируются в качественном исследовании.

Актуальной для внедрения инновационной практики построения со­циологических интерпретаций с позиций феминистической методологии представляется позиция Новой критики Суламифь Рейнгарц, согласно ко­торой читательницы и читатели конструируют содержание текста исходя из собственных контекстов. Метод Новой критики требует углубления в из­учение жизненных практик респондентов, а не простого фиксирования их ответов. Этим методом воспользовалась и я при анализе результатов собст­венного исследования.

Феминистическая методология определяет два уровня субъективных значений: субъективные значения респондента и субъективные значения исследователя. Респонденты кодируют информацию в собственных кодах (внутренних символьных содержаниях), исследователи расшифровыва­ют — в собственных значениях. Социальный контекст структурирует пер­вичное видение предмета исследования, а также возможности его обобщен­ного анализа. Критическое исследовательское суждение формируется в сравнении с позицией имеющегося социального знания. Задача феминис­тического исследования — изучение совокупности имеющихся социальных практик и прогнозирование будущих процессов институционализации и трансформации с позиций феминистической парадигмы с применением феминистической методологии.

Феминистическое исследование проводят исследователи, придержива­ющиеся феминистических позиций. Крайне важны тут гармоническое соот­несение личностных ценностей исследователя и методов феминистическо­го исследования. Успех феминистических исследований обеспечивают ис­пользование адекватных проблеме и целевой группе методов проведения исследования и плюралистические исследовательские интерпретации.

Присутствие субъектных позиций исследователя и респондента в феми­нистическом исследовании играет определяющую роль. Уважение к субъ­ектной позиции респондента определяется тем, что феминистическое ис­следование не ограничивает пространство субъективных интерпретаций респондентов формализованными рамками социологического инструмен­тария. Вместе с тем субъектная позиция исследователя выражается в проек­ции личностного опыта в исследовании. Отличительная особенность феми­нистических исследований заключается в признании и привлечении субъ­ективности исследовательницы и исследователя к организации и проведению исследования. Так формируется "новая мораль исследования" — феми­нистическая мораль, когда исследовательница-феминистка и исследова­тель-феминист ориентированы на установление неиерархических и откры­тых отношений, а также готовы выражать собственную идентичность в про­цессе исследования.

Как отмечает Суламифь Рейнгарц, рефлексивное отношение к процессу исследования — от формулировки проблемы до изложения результатов — определяет психологические вопросы (почему я начала это исследование?) и проблемы контекста (к каким межличностным или структурным послед­ствиям приведет исследование?)[33]. Феминистическая методология под­черкивает рефлексивное отношение к пониманию контекстов.

"Блуждание" — это еще один феминистический метод изучения социаль­ной реальности, социальных опытов и смыслов других людей, а также инди­видуальных смыслов исследовательницы. Быть исследовательницей-путе­шественницей означает обладание "своим я" и обладание своим телом, отказ от голоса "бестелесной объективности" и помещения себя в пространство и время. Автор теории "номадичной идентичности" Рози Брайдотти доказыва­ет, что номадичная идентичность исследует создание сочетаний, объедине­ний, коалиций и взаимосвязей[34]. Блуждание — это путешествие по миру и в мыслях, это смена места, это путь к новому опыту, к новому осмыслению.

Отказ от метанарративов представляет собой сознательную позицию исследовательницы в плане понимания ограниченности любого знания. Исследовательница ищет ответы на вопросы, с помощью которых объясня­ет фрагмент социальной реальности, конкретное явление, факт, ситуацию. Отказ от метанарративов сопровождается избеганием бинарных оппози­ций, исследовательский поиск направлен на конструирование плюральных содержаний множественных структур.

Феминистические качественные исследования углубляются в уникаль­ные индивидуальные опыты, которые обычно невозможно проверить или повторить. Поэтому основная ориентация феминистических исследований направлена на валидизацию субъективного опыта женщин. Это достигается путем переосмысления основ научных методологий, разработки и внедре­ния новых методов, переосмысления цели научных исследований и задач науки, пересмотра мировоззренческих оснований деятельности научного сообщества. Женский опыт осмысливается как неоднородный и поливари­антный. Признается общая социальная компетентность женщин как носи­тельниц уникальных социальных опытов. Задачей феминистического ис­следования становится реконструкция тендерных отношений в разных кон­текстах с использованием различных систем репрезентаций. Феминисти­ческие исследования призваны освещать субъективный опыт всех женщин и каждой в отдельности.

По мере развития феминистической эпистемологии становится понят­ным, что социальные позиции и опыты женщин различаются по классовым, расовым, возрастным, профессиональным, образовательным, сексуальным и прочим признакам. Эти социальные признаки влияют на формирование локальных коллективных женских опытов. Отказываясь от общей катего­рии "женщины", социальные конструктивисткти предлагают фокусировать исследовательское внимание на конкретных опытах, например, успешных женщин, одиноких матерей, лесбиянок и др. Феминистическая социология расширяет предмет социологических исследований. В исследовательский фокус попадают новые, не изучавшиеся ранее опыты и практики — чувства, беременность, женская сексуальность.

Феминистическое качественное исследование предотвращает ошибку обобщения, которую Э.Богардус называет "партикуляристской ошибкой"[35]. Партикуляристская ошибка заключается в том, что характеристики одно­го или нескольких индивидов в группе либо категории обобщают до характе­ристик всей группы или категории. Партикуляристские ошибки Богардус от­носит к стереотипным. В качестве примера партикуляристской ошибки мож­но назвать определения "женской работы" или "мужской ответственности".

Союзницей партикуляристской ошибки Богардус считает "ошибку группирования". Ошибка группирования возникает тогда, когда человека оценивают на основании реальных или вероятных моделей, типичных ха­рактеристик или поведения определенной категории или группы. Персо­нальные характеристики человека при этом не учитываются. Например, "ты как все" или "они хуже нас".