В свое время Георг Зиммель отмечал, что дискуссии о женщинах оперируют понятиями, так или иначе связанными с мужчинами в смысле реального, идеального или ценностного критериев. Женщин реферируют к мужчинам, а женское — к мужскому. Однако "мужчины и женщины по-разному реагируют на одну и ту же социальную реальность", — подчеркивает Владимир Ядов[36]. Поэтому сведение женского опыта к мужскому является социологически необоснованным. Роберта Голдберг подвергает сомнению достоверность подхода, при котором жене приписывают социальный класс ее мужа, поскольку женщина может иметь иное классовое сознание.
Феминистская эпистемология — это фундамент созидания женской модели социальности и женской социальной истории. Элен Сиксу настаивает на технике "мятежного письма", выражающейся в описании себя. Самоописание позволяет женщинам осуществить необходимый прорыв в понимании женской социальности и изменить ход собственной истории. Цель такого письма — отрицание "всегосподствующего логоса" и формирование новой логики, альтернативной фаллогоцентрическому монологизму. Феминистическая эпистемология дает возможность переосмыслить весь женский род, во всех его формах и всех стадиях телесности.
Поскольку публичный язык, в частности язык научных дискурсов, не рассчитан на женские опыты, женщинам приходится переводить свои опыты на чужой язык или искать альтернативные пути самовыражения и самопроявления. Для преодоления этой исторической тенденции важное значение имеют полевые исследования женских социальных опытов, в результате которых повседневный язык женщин переносится в научные дискурсы. Признание научной легитимности повседневного языка женщин представляет собой очередную задачу. Задача современной феминистической методологии заключается в развитии феминистического языка и терминологии и формировании собственного женского научного стиля.
Это задачи разрешаются благодаря способности женщин к "выслушиванию". В своих работах феминистки обосновывают способность женщин к эффективной коммуникации[37], что обеспечивает успешность применения метода интервью. Рекомендацией к проведению феминистических исследований является соответствие пола исследовательницы и респондентки (исследователя и респондента) в ходе проведения интервью. Соответствие пола позволяет снизить "желательность" ответов. Зависимость ответов респондентов от пола тех, кто проводит исследование, была названа респондентами в исследовании "Стили жизни молодежи" изменяющей содержание высказываний. Помимо этого, Робин Лакофф утверждает, что в 10-летнем возрасте, когда происходит распределение на однополые группы ровесников, уже имеют место различения двух языков — женского и мужского. Поэтому необходимо, чтобы общение между исследовательницей и респонденткой (исследователем и респондентом) осуществлялось на одном языке. Общий язык исследовательницы и респондентки (исследователя и респондента) обеспечивает адекватное научное осмысление. Углубленное изучение этого вопроса является дальнейшей задачей.
Следует помнить, что всякое научное объяснение правильно только в рамках определенной системы интерпретаций, напоминает Ирина Девятко[38]. Саморефлексивная феминистическая методология признает этот принцип как исходный в осуществлении социологического анализа.
Заключение
Феминистическая методология представляет организованную по определенным принципам стратегию применения методов, процедур и приемов подготовки и проведения социологических исследований, а также анализа и представления полученных социологических фактов.
Важную роль в подтверждении валидности социологического знания играет постоянное соотнесение научных дискурсов с повседневными практиками. Феминистическая методология обобщает критерий адекватности знания путем формулирования новых индикаторов, связанных с повседневными практиками жизни всех действующих субъекток и субъектов, уделяя особое внимание "невидимым группам".
Особенности изучения стилей жизни средствами феминистической методологии дают возможность отразить в результатах исследований гендерночувствительный субъективный опыт. Разговор с респондентами происходит на одном языке, что делает возможным понимание жизненных контекстов и опытов. Изучение стилей жизни с помощью феминистической методологии способствует избежанию субъективной оценки, углублению в немассовый опыт, пониманию выборов стилей жизни и стилеформирующих факторов. Феминистическая методология впервые в социальной науке акцентирует женские социальные опыты и женские стили жизни. Феминистическая методология предполагает гибкое понимание "маскулинного" и "фемининного", поскольку благодаря феминистической методологии достигается выход за пределы дихотомии мужского—женского и поэтому можно видеть, признавать и изучать другие тендерные идентичности. Феминистическая методология ориентирована на изучение межличностных влияний в формировании стилей жизни, а также на определение уровня осознания этих влияний.
Феминистическая методология делает возможным освещение основных черт стилей жизни и стилеформирующих факторов, не предусмотренных исследовательской программой, описание и обозначение стиля жизни голосами респонденток и респондентов. Избегает проблемы позитивной и негативной модальности стилей жизни. Понимание "социальных отклонений" неотъемлемо от понимания социальных опытов и структурных позиций. Анализ стилей жизни опирается на изучение семейной истории. Наконец, феминистическая методология позволяет сопоставлять традиционно несопоставимые вещи, что ведет к углубленному и плюралистическому пониманию социальных процессов, явлений и тенденций социальной реальности.
Использованная литература
1. Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 2002. № 6
2. Айвазова С. Г. Феминистические исследования // Общественные науки и современность. 2004. № 1
3. Ахмедшина Ф. Основные направления феминистской теории. М. 2006.
4. Брайсон В. Политическая теория феминизма. Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. М.: Идея- Пресс, 2004.
5. Брайсон В.. Либерализм: ведущее феминистское направление XIX века. — М.: «Идея-Пресс», 2001.
6. Вилдинг Ф. Чудовищная семейная жизнь. М. 2007.
7. Женское движение в контексте истории. М., 1999.
8. Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. — М., 2006.
9. Дойл. Р. Мужской манифест. Здравый подход к проблемам пола. Философия и политика Мужского Движения. М. 2005.
10. Заявление «чёрных» феминистов. М. 1974.
11. Здравомыслова Е., Темкина А. Феминистская критика эпистемологических оснований социологии: перспективы социологии тендерных отношений // Учебник. — Харьков, 2001.
12. Клименкова Т. Феминистские стратегии интервьюирования и анализа данных. По страницам статьи М.Девулт // Возможности использования качественной методологии в Гендерных исследованиях :Материалы семинаров / Под ред. М.Малышева. — М., 1997.
13. Коллонтай А.. Женщина-работница в современном обществе. — В книге: Феминизм в общественной мысли и литературе. — М.: «Грифон», 2006.
14. Никонов А. П. Конец феминизма или Чем женщина отличается от человека. //
15. Рейнхарц С. Фиминистское мультиметодное исследование // Введение в Гендерные исследования : Хрестоматия. Харьков; СПб., 2001. Ч. 2. С. 364-385.
16. Романов П.В. Микроуровень социальной реальности. Возможности междисциплинарного подхода // Социологические исследования. 2002.
№ 3. С. 28-33.
17. С. Де- Бовуар. Второй пол. – М.1949.
18. Сироткина. И. Критика феминизма. // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 28-33.
19. Соммерс К.. Феминизм в цифрах. – М. 1987.
20. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
21. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. — К., 2004.
22. Ушакин С. Пол как идеологический продукт: о некоторых направлениях в российском феминизме// Человек, 1997. № 2.
23. Шалаева К. Стратегии социальной работы с молодыми женщинами // Социальная робота. - 2003. - № 4. - С. 109-119.
24. Шиффер Р. Феминизм, Благородная Ложь // «Фри Инквайер», 1995.
25. Фридан Б. Загадка женственности. — М., 1994. — Сс. 44—50
26. Ханиш К.. Личное — это политическое. – М. 1969
27. Энгельс Ф.. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Глава 9. Варварство и цивилизация. — В книге: К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения. Т. 3. — М.: Госполитиздат, 1981.
28. Эренрайх Б.. Что такое социалистический феминизм?.- М., 1976.
29. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М., 1998.
[1] Феминизм в общественной мысли и литературе. — М.: «Грифон», 2006. — С. 76
[2] Водопьянова Е.В. «Европейский феминизм: идеи и движения». Постоянный адрес статьи в сети Интернет: http://europe.rsuh.ru/journal/journal4.2000/6.htm
[3] Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 2002. № 6 с.43
[4] См.: Коллонтай А.М. Избранные статьи и речи. М.,1972. С.61
[5] Феминизм в общественной мысли и литературе. — М.: «Грифон», 2006. — С. 79
[6] Успенская В. И. Суфражизм в истории феминизма // Женщины в социальной истории России. Тверь, 1997. C. 70-80.
[7] Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 2002. № 6 с. 67
[8] Соммерс К.. Феминизм в цифрах. – М. 1987. с. 12
[9] Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 2002. № 6 с.48
[10] Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 2002. № 6 с.49