Смекни!
smekni.com

Понятие политической культуры (стр. 2 из 5)

Позднее идеи политической культуры и гражданской добродетели нашли свое отражение в трудах итальянско­го мыслителя Н. Макиавелли. В работе «Государь» он высказывает мысль о том, что первой гражданской доб­родетелью является деятельная любовь общего блага. Но она может развиться лишь в свободном государстве, где общее благо — не требование немногих избранных умов, а реальная цель, которой служат все граждане, живущие сознательной общественной жизнью. Любить государство и служить государству может заставить граждан лишь личный интерес. Государство должно вознаграждать ус­луги граждан и обставлять их общественную деятельность такими условиями, которые заставили бы их искать об­щественной службы в своих личных интересах.

Вопросы гражданской культуры личности и общества являются органичной частью работ французских просветителей XVII-XVIII вв.: Гоббса, Монтескье, Вольтера, и особенно Руссо, который, развивая теорию «обществен­ного договора», подчеркивал: народное собрание имеет право ограничить, изменить, отнять власть, доверенную правителям. А для того, чтобы народ смог выразить свою общую волю, его необходимо «просветить», «указать пра­вильный путь», который он ищет: иными словами, сфор­мировать определенную гражданскую культуру, без кото­рой

7

не может быть «в социальном организме единства понимания и воли».

В XIX в., когда в обществе значительно возрастает интерес к политическим наукам, изучаемая нами пробле­ма приобретает особое значение. Г. Спенсер, исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явле­ниями, неоднократно подчеркивал, что политикам, вмеши­вающимся в социальные процессы, надо тщательно изу­чать их. Он отмечал роль знания как основы политичес­кой культуры и считал, что если овладение любым ре­меслом требует обучения ему, то тем более это касает­ся искусства политики.

Вебер специально исследовал вопрос политической этики как составной части политической культуры и вы­делил два типа ее: «этику идеи» и «этику ответственно­сти». Первая подразумевает бескомпромиссную нацелен­ность на реализацию определенного политического идеа­ла невзирая на какие-либо побочные последствия. Вто­рая заключается в строгом учете всех последствий лю­бого политического шага и в готовности отказаться от идеи, если ее реализация слишком тяжело сказывается на обществе. Сам Вебер был сторонником скорее «этики ответственности», чем «этики идеи».

Русский ученый начала XX а. И. А. Ильин считал политику инструментом, обеспечивающим наилучшие воз­можности для культурного развития. Чтобы воспользо­ваться этим инструментом, народ должен обладать госу­дарственно-политическим кругозором, глубоким понимани­ем задач своей страны, высоким уровнем сознания, в том числе и политического, выражающимся в образован­ности и способности к самостоятельному мышлению, чув­ством собственного достоинства и силой личного харак­тера.

В современной политологии сделаны попытки система­тизировать знания о политической культуре и придать данной проблеме в определенной степени прикладной характер. Приоритет в этом плане сейчас принадлежит западноевропейской и американской политологии; появля­ются и отечественные разработки этих проблем. В центр политологического исследования поставлен человек, его взгляды, ценности, политическое поведение. Политология обратилась к изучению «человека политического», реаль­ного участника политической жизни. Хотя он не причастен к принятию значительных политических решений, но его традиции, нормы, ориентации

являются подлинной основой политического режима.

8

Одним из наиболее фундаментальных исследований в этой области считается книга американских политологов Г. Алмонда и С. Верба «Гражданская культура». Она написана на основе обширных социологических исследо­ваний, проведенных в США, Великобритании, Германии, Италии, Франции. Политическая культура исследуется здесь как отношение различных слоев населения к поли­тической системе и как степень влияния населения на политику.

Политическая культура является частью общенацио­нальной культуры и вычленение политической культуры носит несколько искусственный характер и делается чи­сто в научных цепях. Точнее было бы говорить о «поли­тических аспектах» в духовной культуре общества.

Политическая культура рассматривается как один из компонентов политической сферы жизни общества, в которую входят наряду с ней политические институты, избирательная система, политические партии, заинтересо­ванные политические группы и др. Особенность ее в том, что она концентрирует внимание на базовых ценностях, эмоциональных переживаниях и охватывает не столько то, что происходит в мире политики, сколько взгляды, идеи, отношения, мнения по поводу политики.

Определений политической культуры чрезвычайно мно­го — от самых узких (по содержанию) до предельно широких. Пример широкой трактовки дает американский политолог Л. Пай. Он включает в содержание категории «политическая культура» такие понятия, как «политичес­кая идеология», «национальный характер и дух», «наци­ональная политическая психология» и «фундаментальные ценности народа».

Существует взгляд на политическую культуру как на систему символов, включенную в более широкую систе­му политической коммуникации (Л. Дитмер).

Ряд политологов (например, Р. Путнэм) понимают политическую культуру лишь как комплекс ответов на вопросы, связанные с политической сферой: в чем со­стоит сущность человека? что такое общество и что лежит в его основе: гармония или конфликт? что такое политическая система и др.

Польский ученый Е. Вятр дает лаконичное и вполне отражающее смысл данной категории определение: «По­литическая культура есть совокупность установок, ценно­стей и поведенческих актов, касающихся взаимных отно­

9

шений между властью и гражданами».

Каждое из приведенных определений отражает ту или иную сторону политической культуры. Попробуем их обоб­щить в следующем определении: политическая культу­ра - это комплекс тех элементов общественного созна­ния и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических ин­ститутов, придают значимость и направление политичес­кому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политичес­кой культуры, которая проявляется в специфических формах.

В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.

1. Познавательные элементы. Это — знания о поли­тике, которые составляют основу политической культуры. По мнению Г. Спенсера, политикам нужно прежде всего постоянное «изучение естественной причинно-следствен­ной связи в отношениях между людьми, соединенными в обществе». Здесь имеются в виду знания, отражаю­щие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня по­литических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.

2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испы­тываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности. Отно­шение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Во всех цивилизованных странах это отношение и все его коле­бания постоянно изучаются при помощи социологических исследований, опросов общественного мнения и т. д.' Примером устойчиво позитивного отношения к власти является население Великобритании, страны, имеющей достаточно стабильную политическую систему. Это отно­шение основано на всеобщей вере в добрую волю вла­стей и уверенности граждан в том, что правительство будет пользоваться властью в соответствии с установив­шимися традициями и законом. Обобщенным критерием эмоционально-оценочных элементов

10

политической культу­ры является гражданственность. Г. Алмонд и С. Верба назвали политическую культуру США и стран Западной Европы культурой гражданственности, так как она обес­печивает наиболее органичное сочетание свободы граж­данина и стабильности политической системы.

3. Поведенческие элементы: различные формы учас­тия граждан в политической деятельности. Политическое поведение — это проявление широкой системы обще­ственных отношений, в которой взаимодействуют полити­ческая система, политические движения и партии, соци­альные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее инди­видуальное поведение.

Существуют различные точки зрения на проблему участия рядовых граждан в политической жизни обще­ства. Интересна в этом плане «теория индустриальной политической демократии» Э. Фромма, который связыва­ет нерешенные проблемы западного общества с полити­ческой пассивностью. По Фромму, активность является высшим критерием демократичности общества. «Участвуя в жизни общества, люди обнаруживают, что жизнь ста­новится более интересной и стимулирующей. Действитель­но, подлинную политическую демократию можно было бы определить как демократию, при которой жизнь становит­ся интересной». Он видит пути повышения активности личности в переходе от бюрократической структуры к методам гуманного управления, при которых развивают­ся самоактивность человека и его творчество, помогаю­щие преодолеть или ограничить «злокачественную агрес­сивность» индивидов.