Центризм — политическая установка на то, чтобы избегать крайностей левого и правого радикализма и стремиться к сближению позиций различных политических сил на основе реформистской умеренности.
Чикагская школа — течения в социологии (20-30-х годов) и в экономической науке (60-80-Х годов), связанные с Чикагским университетом. Сегодня имеется в виду именно экономическое направление (М. Фридман, Г. Бэккер, Дж. Мут), включающее монетаризм (концепцию «дорогих» денег, т.е. ограничение денежной эмиссии и удорожание или ограничение всех видов денежного кредита) и «экономику предложения» — предпринимательской активности — путем снижения налогов, поощрения инвестиций, устранения преград, мешающих свободной конкуренции.
Эвристика — отрасль научного знания, изучающая пути и методы решения различных познавательных задач и пытающаяся оптимизировать процесс познания.
Эзотерический — тайный, предназначенный для посвященных.
Экзотерический — явный, открытый, предназначаемый для общего пользования.
«Экспроприация экспроприаторов» — ставшее крылатым выражение К. Маркса, означающее изъятие собственности у буржуазии, в своевремя изъявшей ее у народа.
Экоцид — убивание природы, Земли как геобиосистемы — носительницы жизни.
Экономикоцентризм — воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром общественной жизни является экономика, предопределяющая все остальные характеристики человеческого бытия. Характеризуется недооценкой автономной роли других факторов: моральных, культурных, политических и т. п.
Экуменизм — движение за объединение церквей.
Эмпиризм — установка на наблюдаемые факты, на чувственный опыт, а не на умозрительные концепции и поспешные обобщения.
Эндогенный — внутренний, внутренне обусловленный (в противоположность экзогенному — вызванному внешними влияниями).
Энтропия — понятие, заимствованное из термодинамики и означающее характерный для замкнутых систем процесс превращения всех видовэнергии в тепловую; в более общем виде — стихийный процесс возрастания хаоса как наиболее вероятного состояния.
Эпоха Просвещения — XVIII век в Европе, когда сложиласьидея общественного устройства, основанного на разуме, а не на традиции, и разумного переустройства общества. Все докапиталистические порядкибыли объявлены пережитками.
Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и Страшном суде.
Этатизм — превознесение государства как высшей ценности, стремление подчинить его контролю и вмешательству во все сферы общественной жизни.
Язычество — религиозные верования, характеризующиеся обожествлением сил природы. Впоследствии были вытеснены монотеистическими религиями (христианство, магометанство, буддизм), но сохранились как рудимент культуры, связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала.
ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................................................................... 3
О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ...................................................................... 3
Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ЗАПАДЕ..................... 12
ГЛАВА 1. Политика как разновидность технологии................................................. 13
ГЛАВА II. Политика как игра с заранее не заданным результатом................. 22
ГЛАВА III. Атомарно-номиналистический принцип и представительская демократия............................................................................................................................................... 35
ГЛАВА IV. Принцип разделения власти.............................................................................. 51
ГЛАВА V. Системно-функциональный принцип........................................................... 56
ГЛАВА VI. Принцип отделения ценностей от интересов...................................... 68
ГЛАВА VII. Принцип «открытого общества».................................................................... 74
Часть 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ВОСТОКЕ................. 89
ГЛАВА 1. Принцип воздержания от волюнтаристской активности............ 90
ГЛАВА II. Теократический принцип..................................................................................... 102
ГЛАВА III. Принцип уравнительной справедливости Консенсус служилого государства........................................................................................................................................... 117
ГЛАВА IV. Принцип священной справедливости Союз царя-мессии с богоспасаемым народом............................................................................................................. 124
Словарь использованных терминов............................................................................. 140
Учебное издание
Александр Сергеевич Панарин
ПОЛИТОЛОГИЯ
Западная и Восточная традиции
Учебник для высших учебных заведений
Корректор Иванова Н.В.
Художник Орлова М.О.
Компьютерная верстка Билак О.М.
ЛР № 065329 от 06.08.97
Подп. в печать 09.06.2000. Формат 60х881/16.
Бумага офсетная. Гарнитура «Peterburg».
Печать офсетная. Объем 20 печ. л.
Тираж 3000 экз. Заказ № 6160
000 «Книжный дом «Университет», 117234, г. Москва,
Воробьевы горы, ГЗ МГУ, Сектор Д, комн. 4.
Тел.: (095) 939-45-81, факс: (095) 938-21-84.
Отпечатано в ГИПП "Янтарный сказ",
236000, г. Калининград, ул. К. Маркса, 18