Общий смысл информационного сообщения воспринимался уже как целая комбинация, сопоставление символов и знаков. Наряду с пиктографическими значками появляются детерминативы - абстрактные определители, знаки, передающие грамматические формы, социальные оттенки, диалектизмы, даже произношение и смысловую принадлежность. В течение тысячелетий существования и развития идеографические системы достигли необычайной сложности. Одновременно стали применяться знаки, изображавшие только слоги и даже просто звуки.
Существовала и иероглифическая система письма. Искусство письма, как и вся древняя система знаний, находилась в руках жрецов. Недаром слово "иероглиф" означает "резьба жрецов". Ради укрепления своей власти жрецы стремились не упростить письменность, а наоборот, сделать ее доступной только избранным. Чтобы стать образованным человеком, надо было знать наизусть несколько сотен, а то и тысяч знаков, и грамоте учились много лет. С течением времени иероглифическое письмо изменялось и развивало свою графическую основу. Упрощение знаков - "графем" - привело к созданию так называемого иератического (священнослужительского), а затем и демотического (народного) почерка, в котором число графем значительно сократилось.[6]
В Шумере, Вавилонии, Ассирии писали трехгранными острыми палочками на сырой глине. Каждый штрих был похож на маленький гвоздь или колышек. Поэтому и письменность этих народов называется клинописью. Китайцы и японцы писали тушью при помощи кисточки, их древние иероглифы имеют вид мазков, легких штрихов.
Найденный в Египте в 1799 г. "Розеттский камень" с надписью в честь царя Птолемея и его супруги Клеопатры позволил французскому историку Ф. Шампольону (1790-1832) сделать замечательное открытие. В частности, он установил, что текст, высеченный египетскими иероглифическими, иератическими и демотическими греческими письменами, содержал буквенные знаки, которые представляли собой уже не отдельные графемы, а единый алфавит.[9]
Идея буквенного письма, резко демократизирующая всю письменную книжную культуру, вырывала ее из-под монопольной власти жрецов. На рубеже I тысячелетия до н. э. буквенное письмо получило могучий всплеск В 1929 г. при раскопках погибшего в XIII веке до н. э. древнего города Угарит были найдены остатки клинописного алфавита из 22 знаков, обозначающих отдельные буквы. Само изобретение угаритской письменности датируется историками XIV веком до н. э. Это самый ранний буквенный алфавит. Эгейские племена, уничтожившие Угарит, подхватили идею алфавита и передали ее крито-микенцам, грекам.[5]
На основе древнеегипетского демотического почерка, универсального в употреблении, возник древнегреческий алфавит, ставший родоначальником всех алфавитов мира.
От племен Ханаана, который был как бы узлом или кипящим котлом цивилизаций (в его рудниках страдали рабы почти всех национальностей Ближнего Востока, и на стенах сохранились нацарапанные письмена самых различных систем), алфавит при посредстве общесемитского наречия - арамейского языка проник на Аравийский полуостров, и там возник еще более простой и универсальный арабский алфавит, которым и поныне пользуется не менее одной десятой части населения земного шара.
Затем арамейский (финикийский) алфавит триумфально пересек горы и пустыни и явился на просторах Монголии и Маньчжурии, где предпочли воспользоваться именно им, отвергая более близкие китайские иероглифы. В древней Индии распространение буддизма способствовало изобретению своеобразного буквенно-слогового алфавита - деванагари.[7]
Особенностью произношения в семитских языках является безразличие к гласным. Все знаки для гласных заменял у них один "алеф". При переходе алфавита к народам, где господствовало полногласие, для этих звуков изобретались специальные буквы. Древнегреческий, этрусский, латинский языки имели уже алфавиты из 24 букв.
В середине IV века н. э. Месроп Маштоц (362-440) разработал армянский алфавит, который применяется и сегодня. Византийские монахи св. Кирилл и св. Мефодий в 863 г. изобрели азбуку для славянских языков.[15]
Еще в течение долгих столетий различные системы письменного закрепления информации сосуществовали и, развиваясь, взаимно влияли друг на друга.
В настоящее время народы мира употребляют 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разным языкам и диалектам. Наиболее распространенными считаются алфавиты на латинской основе (26 букв), древнейшие памятники которых дошли до нас от VII века до н.э. Вносятся различные предложения по созданию всемирного алфавита.
Заключение
Наша цивилизация немыслима в её сегодняшнем состоянии без носителей информации. Наша память ненадёжна, поэтому достаточно давно человечество придумало записывать мысли во всех видах. Материальный носитель – документ, содержащий данные с записанной на нем информацией, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве.– камень, дерево, бумага, металл и другие. К природным материальным носителям относят минералы, растения, животные, то есть отличающиеся от искусственных, созданных человеком.
Первоначально носители документов в различных странах были достаточно разнообразны, и их выбор определялся уровнем развития современных технологий и доступностью тех или иных материалов, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде. Древнейшие надписи выдалбливали и вырезали на каменных плитах, деревянных и глиняных дощечках, на кости. Позже документы стали чеканить на металле, наносить краской на кожу, на глиняные дощечки.
Под понятием «носитель информации» в XXI веке мы можем подразумевать определенные вещи, которые имеют свойства сохранять, хранить и воспроизводить информацию. Это может быть и книга, и магнитная пленка, так же запоминающее устройство для компьютера. Но все эти носители вряд ли смогут выполнить свои функции, допустим через 1000 лет, ведь срок их «жизни» относительно короткий.
Единственное, что приходит на ум – камень, потому что древние клинописи и барельефы сохранились на его поверхности до наших дней. Представляется, что древние, высокоразвитые цивилизации так же, как и мы стремились создать относительно вечный носитель информации, который смог бы передавать накопленные знания новым поколениям.
Список использованной литературы
1. Банасюкевич В.Д., Устинов В.А. Актуальные научные проблемы обеспечения сохранности архивных документов//Отечественные архивы. 2000. N 1. С.10-17.
2. Борухович В.Г. В мире античных свитков. /Под ред. Э.Д. Фролова. - Саратов, Издательство Саратовского университета, 1976.
3. Демин Ю.М. Делопроизводство. Подготовка служебных документов. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2007 (Серия «Современный офис-менеджмент»).
4. Документы и делопроизводство: Справочное пособие /Т.В. Кузнецова, М.Т. Лихачев и др./ Сост. М.Т. Лихачев. — М.: Экономика, 2005.
5. Древнерусские письменные источники X – XIII вв. / Под ред. Я.Н. Щапова. М.: Наука, 1991. С. 26.
6. Из истории мировой цивилизации./Под ред.Ш.М. Мунчаева. - М., 1993.
7. История древнего Востока/ под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2001. С. 18.
8. Крамер С.Я. История начинается в Шумере. - М.: Наука, 1985, с. 246.
9. Краткая всемирная история. /Под ред. А.З. Манфреда. - М.: Наука. 1986
10. Кушнаренко Н.Н. Документоведение: Учебник. - 6-е изд., стер. - К.: Знания, 2007.-459 с. -(Высшее образование XXI века).
11. Ларьков Н.С. Документоведение. - М.: Гардарики, 2004.
12. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до н.э..– М.: Проспект, 2006.
13. Панфилова Т.А., Кондратьева Т.Н. Документоведение и делопроизводство. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2005
14. Пашин, С.С. Русские документы XII–XVII веков: Учеб. пособие . – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2006.
15. Чудинов В.А. Загадки славянской письменности.-М.: Вече, 2002– 528с