Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Политологии 8 (стр. 1 из 6)

1 Политология в системе социально-гуманитарных наук

Политическая философия – отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики.

Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле – это прошлая политика.

Политическая социология – наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок.

Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность.

Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.

2 Понятие политики. Её значение и роль в обществе

Политика— «искусство управления» государством — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.я определение форм, задач, содержания деятельности государства.

В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика)

3 Политическая мысль в древности и эпоху античности

Полит учения древ мира. Полит мысль в странах ДрВ, но наивысшего расцвета в Др мире она достигла в Др Гр и Р.Полит мысль в ДрГ и ДрР разв как форма теоретичо обобщ интенсивной политич жизни, характ для этих обществ. Функционир институтов полисной демокр невоз без актив участия граждан в политике, что предпол выбор оптимал для этого форм гос устр, сущ механизма разреш политич конфликтов, возник между гражданами, нал представл о путях обесп единства общ-ва при нал очевид и острых соци разл. В Афинах, где утв демокр сист законод, где право в глазах граждан ассоц с разумом и со справедливостью, слож своеобр правовое гос-во, благами ко-го не могли польз рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочит слож в рим общ-ве. Безусл след республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести, идея правового гос-ва берет свое начало и в республиканском Риме. софисты утв, что политика — это чисто чел дело. «Человек - мера всех вещей», а потому справедл не явл прир или бож уст. Любой закон - продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума. Подобные уч Платон нах неверными и вредными, тк призыв людей к непови законам. Платон гос-во возник потому, что каждый из людей не в силах удовл свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи. Понятие о идеал гос-ве, т.е. реально не сущ идейном образе, и его особ: 1власть принадл людям способным, 2присутствие соц иерархии выр в нерав властных полномочий, кот облад разные соц группы;3политич отнош подч принципу справедл, смысл к-го в том, что каждый вып опред обяз и получает за них вознагр; 4“коммунизм” как принцип равенства потребл осущ в высших классах и служит усл сохр их сплоченности перед лицом классов низших. естеств путем возник лишь «порочные» ф-мы гос-ва: тимократию (власть честолюбцев влечет за собой страсть к обогащению. В рез превр), олигархию (госп немногих богачей. сущ как бы 2 гос-ва: богатых, бедных. идет непрерыв борьба.), демократию (Эта борьба зак уст демократии — власти большинства) и тиранию. Аристотель (“Политика”, “Афинская полития”, “Этика”). разд ф-мы гос устр на прав (монархию, аристократию, политик) —власть осущ во имя общего блага) и непр (тиранию, олигархию, демократию, где мех власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства -политика, соч кач-ва аристократии и демократии. имущ нерав -основа общественных потрясений. теория “среднего элемента” (слой не бедных и не богатых людей), дорожащих своим положением и независимостью и удерж общ-во от соц потрясений. Цицерон (“Краткое пособие для претендентов на выборные должности”)наиб привлекат форма правл, соч в себе черты демократии и аристократии. предложил версию права как естеств, неотъемлемого кач-ва природы человека и общества. рассм гос-во не только как выр общих интересов всех его членов, но и как соед многих людей, "связ между собой согласием в в-сах права". Солон: жизнь общ-ва должна регул правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греч городах-гос-вах у граждан с детских лет восп уважение и почтение к законам, к устан в них полис порядкам. Сократ утв, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандир собл законов всеми афинянами.

Средневековая Европа

Представители: Микола Макиавелли

. Он создал теорию гос-ва, способн. преодолеть эти бедствия. Лучшей формой гос-ва он считал респ., однако он был убеждён что итальянская действит-ть, т.е. непрерывная вражда требует установл. единовластия, поэтому в труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. Итальянское гос-во, свободное от чужеземного иго, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Государь, ставший на путь сильного централиз. гос-ва д. сочетать в себе кач-ва льва и лисицы. В последствии для обозначения такой политики появляется термин маккиавелизм - политика пренебрежения законами морали, неразборчивость в ср-вах достижения цели.

Наряду с полит. идеями, обосновавшими возникший бурж. полит. строй в Зап. Европе, появились полит. учения, авторы кот. выступали с отрицаниями этого строя. Первым это сделал Томас Мор (1478-1535). Он является основоположником методики социализма, в своём труде ''Утопия'' он критикует сущ. строй несправедливости, нерав-ва, критикует паразитизм эксплуататоров и причиной всех бед считает частную собственность, противопоставляя сущ. государству, строй выдуманного им острова Утопия. Устанавливает выборность случайных лиц, общественную собственность на средства производства, всеобщность труда и т.д.

Дальн. развит. полит. мысль получ. в Голл. и Англ., к числу наиб. выдающ. мыслит. относ. Т. Гоббс (1588-1679). Свою полит. доктрину он излож. в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ. от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот. и явл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол. властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. врагов. Гос-во д. было выполнять не только полицейско-охранит. ф-ции, его задачи – поощрять всякого рода промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, а также заниматься воспитанием и просветительской деятельностью. Гос-во гарантирует подданным право делать то, что не запрещено законом.

Новое время и просвещение

Полит мысль эп Возрожд и Просвещ. Отход от чисто теолог интерпр политики происх в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами Никколо Макиавелли («Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»), кот соз принцип реалистич видения политики рассм гос-во как политич сост общ-ва: отнош властвующих и подвл, нал соответ образом устроенной, организ полит власти, учреждений, законов. наз политику «опытная наука», кот разъясн прошлое, рук наст и способна прогноз буд. считал, что в осн полит повед лежат выгода и сила, в политике след опир на силу, а не на мораль, кот можно пренебречь при нал благой цели. вывод: в пол цель оправдывает средства. Сущ 2 способа дейст для достиж целей: путь закона способ чел, путь насилия (дик жив.). Государи д ум поль обоими. своб политику от принципов морали. успех политики зав от самоув, смелость и гибкость. При рассм форм гос устр он отдает предпочт республике, а не монархии. Единовл необх при создании и реформ гос-тв, а республ правл -лучше для поддерж гос власти. отм больш влияние на политику борьбы противопол классов: народа и элиты, имущ и неимущ. Из соотн борющихся в общ сил он выводит и конкрет ф-мы гос-ва. предпочит умер республику или «смешанную форму государства», в кот сочет демокр, аристокр и монарх эл-ты власти. «макиавеллизм» - политика, осн на культе груб силы, пренебр нормами морали. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий. политика - отраж прир чел, а она отнюдь не благая.17в (Вольтер, Руссо, Монтескье, Юидро, Локк, Лессинг, Гете, Шиллер ,Франклин, Новиков, Радищев). Прос поставил традиц в-с иначе: не как Бог созд чел, а как люди созд богов, общ-во,институты. Просвещ – необх ступень в поступат разв страны, расст с феодал обр жизни и стрем беспов встать на путь НТ и соц прогресса. Поборники рав всех перед законом, право кажд на обращ в органы управл, неприкосн собств. Концепция «обществ договора» (Гоббс). –осн уч о гражд общ-ве. Чел чущ-во эгоистич = неизб в общ войны всех против всех. Гражд общ-во – высший эт разв. В рез общ дог прекр война всех против сех: ф-мы правл: деморк, аристокр, монархич. Монтескье (Перс псиьма, «о духе законов») пыт вывести из геогр усл х-р, нравы, обычаи наордов, хоз ,полит строй. Ср-во обесп законности – принцип разд властей. Привнес в науку о праве и в гуманитар знание естесств-науч метод. Теория форм власти, в осн кот леж трехчастная сихема: республика, монарх, деспотия, что разв положение теории локка о разд властей. Осужд деспотизма, утв принципа гражд и личн свободы, призыв к веротирпим, полит умеренности. Осн географ школы (георг среда -опред фактор разв общ-ва и гос). одна из первых школ, с кот началась геополитика.