4. Чтобы оппозиция могла действовать, не опасаясь репрессий со стороны власти, она должна быть институционализирована. В отличие от стран первой и второй волны демократизации, предоставивших оппозицииспециальные права, например, право на одинаковое эфирное время на государственном радио и телевидении, право на ответ и политическое возражение на политические заявления правительства, даже дополнительную оппозиционную надбавку к зарплате депутатов оппозиционных фракций в парламенте (как в Германии, Швеции и др. странах), в России у оппозиции нет специального статуса и специальных прав. Однако, учитывая неукорененность оппозиции в нашей стране, постоянное стремление власти избавиться от инакомыслия, критики своих действий, как в центре, так и в регионах, представляется обоснованным принятие специального закона о правовом статусе оппозиции.
С 1996 г. четыре года в Государственной Думе обсуждался закон о правовых основах оппозиционной деятельности внесенным В.И.Зоркальцевым. Дума приняла его в третьем чтении, передала в Совет Федерации, но закона до сих пор нет. 7 июня 2005 на заседании «круглого стола», организованного Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций, В.А.Купцов – зам. председателя Госдумы вновь поднял этот вопрос и получил невнятный ответ, типа ничего нового этот закон не привносит в законодательную практику.
Не приняты до сих пор и другие важные законы, делающие власть прозрачной и доступной для контроля со стороны общественности: нет закона об обращениях граждан и закона «о праве знать», которые уже без малого десять лет обсуждаются в Думе. А ведь это именно тот пакет законов, который создает возможность работать принципу альтернативизма, открывает дорогу для живого участия масс в управлении государством, и, в конечном счете, дает основание судить о том, есть у России демократическое будущее или его нет.
5. Следующий принципиальный вопрос для демократии – это то, как общаются между собой власть и оппозиция. Не рассматривая сейчас немирные, радикальные и неконвенциональные способы выяснения отношений, такие как восстания, революции, перевороты, которые дестабилизируют ситуацию в обществе, нередко отбрасывая его назад, обратимся к мирным формам и среди них главному - политическому дискурсу между властью и оппозицией. Термином «дискурс» в политологии называют не межперсональный, имеющий только личностное значение, диалог как «речевое событие», а социальный диалог, происходящий посредством и через общественные институты между социальными и политическими акторами, а также между социальными и политическими институтами. Словари современного английского языка дают и такую его трактовку: speakatlength onasubject, т.е. буквально: беседа о предмете на расстоянии[3]. Естественно, что повестка дня дискурса имеет широкое общественное значение. Политический дискурс – это обмен обоснованными позициями, взглядами в соответствии с определенными правилами, в результате чего предпринимаются действия для решения социально-значимых проблем. В условиях демократии политический дискурс – это метод принятия решений. При этом эффективное участие легальной оппозиции в политическом дискурсе с властью возможно только тогда, когда они разделяют общие базовые ценности. Такие ценности должны закрепляться законодательно. Например, в США они зафиксированы в Декларации независимости и в Конституции. Главные из этих ценностей – равенство всех перед законом, свобода, правосудие.
Демократия не есть только дискурс согласований народа с “правящим классом” или правящей элитой, согласного со всем, что она ему предлагает, но и конфликтный дискурс. Почему? Во-первых, потому, что в условиях плюрализма интересов, существующего в рамках демократии, этого добиться невозможно. Во-вторых, демократия – это процесс управления постоянно воспроизводящимися конфликтами этих групп интересов в обществе. В третьих, ни революционная, ни правящая (“принимающая решения”) элита не в состоянии сегодня односторонне определять конечные цели общества, как об этом в начале ХХ века говорили итальянские ученые Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс. Стремление элиты взять под контроль силы перемен в постиндустриальном обществе тормозит социальное развитие. Власть и общество должны научиться общаться, вырабатывать социальные цели совместно. Напрашивается единственный вывод: лучший способ сегодня обойтись с разгневанным меньшинством – больше открыть систему, вводя их в нее как полноценных партнеров, позволяя им участвовать в определении социальных целей, а не пытаться подвергать их остракизму или изолировать. Вообще в политике определять цели без тех, на ком это скажется, гибельно для общества. Прав Э.Тоффлер, предлагающий регулярное проведение всенародных социальных ассамблей будущего, по выявлению у народа образа этого будущего.
6. Если применить новые методы исследования, например, конфликтно-дискурсный анализ отношений власти и оппозиции в России (т.е. наглядное сравнение того, что говорят, что делают власть и оппозиция и по поводу чего конфликтуют), то можно получить весьма наглядную картину отношений власти и оппозиции. Анализ показывает, что в дискурсе власти наблюдается явное расхождение между словами и делами, чем и пользуется оппозиция (левая, правая, патриотическая) для своей радикальной критики режима, но при этом, не предлагая полномасштабных проектов выхода страны из кризиса, ограничиваясь требованиями в отдельных сферах жизни. Например, Дискурс М.С.Горбачева: больше социализма, больше демократии > Реальная политика: снижение уровня жизни на фоне общей либерализации отношений. Распад СССР и мировой системы социализма >Дискурс оппозиции: предательство интересов социализма, медлительность и непоследовательность в проведении реформ, предательство интересов русского народа >Типы конфликтов: конфликт ценностей, конфликт самоидентификации, социально-экономический конфликт. Дискурс Б.Н.Ельцина после 1993 г.: «Общественный мир и согласие» >Реальная политика: разделение страны во время выборов 1996 г. на старшее поколение с «темным коммунистическим прошлым» и молодое – со «светлым капиталистическим будущим». Снижение уровня жизни и безопасности жизни, увеличение разницы между богатыми и бедными >Дискурс оппозиции: олигархизация власти, разворовывание народной собственности, геноцид русского народа >Типы конфликтов: социально-экономический конфликт, конфликт самоидентификации, конфликт ценностей. Дискурс В.В.Путина: сильное и ответственное государство>Реальная политика: усиление вертикали власти и одновременно снятие нагрузки с государства (монетизация льгот, реформа ЖКХ, образования и медицинского обслуживания), разрыв между ценами и реальными зарплатами>Дискурс оппозиции: антисоциальное государство, полицейское государство, сырьевой придаток Запада (США) >Типы конфликтов: социально-экономический, конфликт ценностей, конфликт самоидентификации.
То, что люди сегодня недовольны, прежде всего, решением социально-экономических проблем в стране, подтверждает и социология. Исследования 2005 г. Левада - Центра показали: несмотря на то, что граждане считают в целом успешной деятельность В.В.Путина, усиление международных позиций России, закрепление демократических и политических свобод в стране (!), к неуспешной деятельности они относят попытку поднять экономку и благосостояние граждан.[4] Причем эта отрицательная динамика усугубилась по сравнению с летом 2003 года. Из этого анализа следует вывод, что в российском обществе давно назрел дискурс о характере социальной справедливости в стране в связи изменившимися векторами развития и условиями жизни и о проекте социального развития для России, чем и должны заниматься совместно власть и оппозиция.
Выводы. Итак, в России вот уже почти как 20 лет легализовалась оппозиция, что по меткому выражению Марка Уолцера, является одним из открытий современной демократии и в этом мы сделали шаг вперед по сравнению с древними греками. Открытие это «состоит в том, что, не убивая критика, мы приобретаем право им не восхищаться»[5], однако, добавим, пользоваться плодами его труда на благо всего общества. Задачи, которые решает тандем власти и оппозиции связаны со служением общему благу через взаимный дискурс и оппонирование друг другу относительно лучшего социального проекта для развития российского общества. Однако для этого политического дискурса необходимо создать условия. В частности, чтобы канализировать напряженность, враждебность в обществе необходимо конституировать легальную оппозицию в стране принять закон о правовых основах деятельности политической оппозиции; разработать принцип конструктивной оппозиции, который действует в ряде европейских стран, чтобы не создать угрозу для самого государства; четко сформулировать чем обязаны заниматься оппозиционные фракции в парламенте и оппозиционные партии вне парламента; определить пределы деятельности оппозиции, введя критерий насилия/ненасилия; рассмотреть вопрос о выступлении парламентской оппозиции в государственных СМИ в соответствии с полученными местами в Думе и т.д.
Словом - пока существует дееспособная и легальная оппозиция в стране, можно не опасаться, что демократические процессы в стране будут продолжаться.
Системная оппозиция' в России: и здесь 'особый путь'?
("Geopolitika", Литва)