Смекни!
smekni.com

Власть и оппозиция в России (стр. 6 из 9)

Не все, конечно, идут на преступления и нищают. Люди-то ведь очень разные. Одни выкарабкиваются, другие же, уверен, пополняют ряды преступников, тех, кто копается в мусорных баках и т.п. Большая их часть могла бы "стоять в трудовом строю", а они (вследствие необоснованных решений и действий федеральных госорганов из производительной силы общества превращаются в нечто противоположное. Первый заместитель председателя Верховного Суда в отставке В. Радченко пишет ("Российская газета", 02.09.08 г., стр. 1, статья "Хорошо сидим"): "Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 миллионов - это четверть взрослого мужского населения". Необоснованная государственная политика в области воспроизводства человека как работника - это, думается, безусловно одна из причин преступности и т.п., а также низкой производительности труда, недостаточной эффективности экономики в целом. (Подробнее об этом - в материале "Никто за нас, россиян, этого не сделает. Почему так плохо организована жизнь в России?" на сайте "Эксперты для гражданского общества".)

В. Сурков как бы говорит: власть-то в России хорошая, в оппозицию к ней становиться не следует, а вот проблемы (которые сама же власть создала и отстаивает) - плохие, ату их! Так, что ли? Да нет, так ведь не бывает: невозможно быть в оппозиции к проблемам и не быть одновременно в оппозиции к тем, кто их создал и не разрешает. Утверждать обратное - что-то из области словесных упражнений, эдакая игра слов (преследующая тем не менее совсем не игрушечные, реальные цели). Борьба с общественными проблемами - это, обязательно, и борьба с властью, их создавшей (до тех пор, пока она не снимет эти проблемы сама или это не сделает другая, пришедшая ей на смену).

Мнение А. Градского (что сильная оппозиция власти не нужна) "льёт воду" на усугубление и ещё одной острейшей российской проблемы, в которой, думается, и коренится первопричина российских бед, в том числе и отсутствие настоящей оппозиции власти: мы, подавляющая часть населения России, по настоящему не самоорганизованы для защиты своих законных прав. Рассчитываем, что наши права защитит кто-то другой.

Фактически утрачено то, что было свойственно россиянам, к примеру, во времена Минина и Пожарского или Новгородского вече. И этим, думается, на современном этапе очень невыгодно отличаемся от развитых стран. Можно ли представить, чтобы, к примеру, народ Франции допустил установление властью МРОТ в размере 10% ПМ?! Или пособия безработному гражданину в 17% ПМ (фактически на всю семью)?! Сторонники этого мнения как бы говорят: не самоорганизованы, не сплотились в единое целое для защиты своих прав - и не надо; есть власть, она знает, что делает, самоорганизовываться и "дёргать за трусы" её не нужно.

Недавно с телеэкрана прозвучала такая фраза: если перестанем вступаться за других, то потеряем то, что делает нас людьми. Это очень верно подмечено. Пора уже активнее вступаться за других и за себя, по-настоящему самоорганизоваться, сплотиться в единое целое для защиты своих законных прав. Поправлять власть следовало бы активнее.

Дорогие соотечественники, давайте побыстрее двигаться в этом направлении!

Термин "оппозиция" имеет ряд определений. Более емкое представление дают следующие дефиниции. Оппозиция (от лат. oppositia – противопоставление) – способ противопоставления одних политических взглядов, идей, действий, другим политическим взглядам и действиям. Оппозиция - это часть общества, ведущая политику противостояния господствующему положению. Два данных определения оппозиции позволяют выявить реальность существования оппозиции в России, а также выяснить, какие именно взгляды и идеи противопоставлены взглядам и идеям действующей власти.

Новые традиции, традиции постмодерна, заключаются в том, что любое понятие и представление постоянно изменяется. Более того, оно может даже трансформироваться в свою противоположность. Например, за партией "Единая Россия" прочно закрепился брэнд "партия власти". Это не помешало лидеру ЕР Б.Грызлову заявить в 2005 году, что "Единая Россия" по ряду вопросов находится в оппозиции правительству М.Фрадкова. Многие политологи после данного заявления иронизировали по поводу того, что в России не осталось не оппозиционных партий.

В нашей стране сложилась парадоксальная ситуация, в рамках которой почти вся политическая сфера оппозиционна действующей власти, и в то же время, подавляющее большинство политических структур не являются реальной оппозицией. Многие эксперты в России придерживаются точки зрения, что в России оппозиции нет. "В России нет оппозиции. Единственная русская оппозиция – это олигархи за рубежом" (Л.Невзлин)."Россия, с её олигархической экономикой, становится все больше похожа на Латинскую Америку. Воруют также, но зачем-то всю зиму лежит снег, и нет карнавалов. И ни протестов, ни оппозиции" (Б,Кагарлицкий). А конструктивной оппозицией в России иронично называют всех, кто "включен в конструкцию власти и при этом страдает манией величия" (А.Антонов).

Оппозиция в России это селфбрендинг. Практически любая политическая структура в России может назвать себя оппозиционной, более того, ясно и четко указать, в чем именно проявляется оппозиционность действующей власти, по каким именно аспектам и пунктам повестки дня. Но данная самодеятельность является лишь формой пиара, так как по базовым понятиям самопровозглашенные оппозиционеры занимают абсолютно те же позиции, что и действующая власть. Грубо говоря, в России всё является оппозицией и в то же время ничего не является оппозицией действующей власти.

Для того, чтобы понять, что такое оппозиция в России, необходимо ответить на несколько простых вопросов. Каковы базовые идеи, взгляды, позиции действующей власти в России? Может ли реальная оппозиция в России возникнуть в рамках негласного договора с действующей властью? Возможен ли в России приход оппозиции к власти?

Анализ трансформации оппозиции даст нам богатую пищу для осмысления трансформации политической системы при В.В.Путине. Мы можем более отчетливо увидеть, каковы цели реформ Путина в начале ХХI века.

От создания института правящей партии к созданию института оппозиции

Известный российский социолог, главный аналитик ВЦИОМ Л.Бызов, анализируя политическую реальность, пришел к выводу, что в России завершен этап построения профессиональной "партии власти": "Единая Россия" - первый в новейшей российской истории относительно удавшийся проект "партии власти". Первый претендент на "партию власти" (правда, в эпоху борьбы за власть), "ДемРоссия" начала девяностых, обладала огромным влиянием, но она не пережила прихода к власти. Сразу после августа 1991 года она стала на глазах распадаться и распыляться, во многом потому, что Борису Ельцину никакая "партия власти" попросту была не нужна. Последующие попытки в лице "Демвыбора" и НДР были полуудачами, и очень быстро выдохлись". И что на данном этапе для построения стабильной политической системы в России необходимо выращивание профессиональной оппозиции. Политолог А.Зудин также считает: "Еще более сложной задачей, чем создание института правящей партии, является создание такой оппозиции, которая была бы готова к жесткой борьбе за власть, не разрушая при этом сложившую к настоящему времени государственность, не ставя под вопрос преемственность политического курса, а предлагая его новую интерпретацию или существенные дополнения. То есть нужна такая оппозиция, которая присягнула бы на верность пути, который с таким трудом был пройден нашей страной за последние 15 лет". Из чего следует, что завершающий этап электоральной реформы в России, в рамках которого лишь "избранные" партии прошли фильтрацию в Росрегистрации и получили предварительный допуск к выборам в Государственную Думу-2007, были отменены графа против всех и порог явки избирателей, а также был запущен процесс укрупнения политических партий – это естественный шаг федеральной власти по построению "правильной", профессиональной оппозиции в России.

Концептуально требование властей к оппозиции оформил М.Соколов: "России в ее нынешнем состоянии более потребна оппозиция глубоко консервативная и глубоко контрреволюционная". Не исключено, что формула С.Белковского: "Одна Россия. Один народ. Одна оппозиция. Один оппозиционный кандидат в президенты", является формулой полностью устраивающей нынешнюю российскую власть.

Сегодня нет необходимости обсуждать тему "удастся ли партии "Справедливая Россия" стать реальной оппозицией?". Социолог Л.Бызов считает, что запрос на оппозицию обращен именно к власти: "Общество вообще потеряло доверие к оппозиции, даже если она на словах декларирует вполне правильные, поддерживаемые населением лозунги… Магистральный запрос общества – это укрепление власти, укрепление государства, но при этом такое укрепление, которое бы на самих граждан, носителей этого запроса, не возлагало бы никаких новых обязательств. То "они", а это, уж извините, "мы". И к "нам", пожалуйста, ни с какими делами не лезьте. В результате нам, социологам, приходится расшифровывать феномен постоянного провала оппозиции в условиях столь же постоянного роста оппозиционных настроений и социального недовольства". Искусственность такого политического образования как "Справедливая Россия" более чем очевидна, и это позволяет многим экспертам утверждать, что партия С.Миронова просто "назначена на роль оппозиции". И что, скорее всего, ей не удастся стать реальной оппозицией. Лидер КПРФ Г.Зюганов достаточно эмоционально оценивает С.Миронова: "Этот небритый человек типичный член партии "Единая Россия". То есть с точки зрения КПРФ, формируемая федеральной властью оппозиция – это та же партия власти, имитирующая оппозицию.