Смекни!
smekni.com

Принципы конституционного строя РФ (стр. 8 из 9)

Однако опыт показывает, что главная опасность тех или иных идеологий, прокладывающих путь к тоталитаризму, состоит не только и даже не столько в их привлекательности для отдельных социальных слоев или даже большинства населения некоторых стран, а в их монополизации, в превращении этих идеологий в государственные и обязательные.

Убедительным свидетельством тому может служить марксистская идеология. Пока марксизм был идеологией определенных политических течений в различных странах, он представлял интерес в основном для сторонников этих течений. Однако положение коренным образом изменилось, когда в результате Октябрьской революции 1917 г. в России сторонники марксизма пришли к власти. С этого времени марксизм становится в России, а затем и в СССР не только идеологией правящей партии, но и государственной идеологией советского государства, обязательной для всех ее граждан.

Уже в первой советской Конституции - Конституции РСФСР 1918 г. в качестве основной ставилась задача уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров, установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах (ст. 3). Кроме того, "руководствуясь интересами рабочего класса в целом", советское государство лишало отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые использовались ими в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23). Поскольку среди этих прав значилась и свобода выражения мнений, то ни о какой иной идеологии, кроме марксизма, в тот период, разумеется, не могло быть и речи.

Надо сказать, что уже 9 ноября (28 октября) 1917 г. был принят Декрет Совета Народных Комиссаров "О печати", которым запрещались все оппозиционные советской власти издания. При этом Рабочее и крестьянское Правительство обращало внимание населения на то, что "в нашем обществе за этой либеральной ширмой (имелись в виду оппозиционные издания. - О.К.) фактически скрывается свобода для имущих классов, захватив в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс". Следовательно, такого рода свобода этим Декретом сохранялась лишь за государством и господствующей в нем идеологией.

Конституция СССР 1936 г. предоставляла гражданам политические права и свободы (свобода слова, свобода печати и т.д.) только "в целях укрепления социалистического строя" (ст. 125). Это означало, что использование данных прав в иных целях, например в целях критики социалистического строя и его идеологии, запрещалось.

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. "Никакая идеология, - предусмотрено в Конституции (ст. 13), - не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ст. 14), "не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

Заключение

Подводя итог вышеизложенной работе, можно сказать, что конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

Иными словами, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство.

Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Конституция признает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; идеологическое и политическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суве­ренитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством.


Список использованных источников

I Нормативные акты и опубликованная практика

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 2009. - 21 января.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

II Книги

3. Автономов, А.С. Конституционное право / А.С. Автономов. - М.: Юрист, 2007. - 455 с.

4. Баглай, М.В. Конституционное право России / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2008. - 856 с.

5. Габричидзе, Б.Н. Конституционное право / Б.Н. Габричидзе. - М.: Проспект, 2007. - 455 с.

6. Карпович, В.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации / В.В. Карпович. - М.: Статут, 2008. - 490 с.

7. Князев, А.Я. Комментарий к Конституции Российской Федерации / А.Я. Князев. - М.: Проспект, 2007. - 655 с.

8. Козлова, Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2010. - 608 с.

9. Лазарев, В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / В.В. Лазарев. - М.: Спарк, 2008. - 756 с.

10. Мошелков, Е.Н. Переходные процессы в России / Е.Н. Мошелков. - М.: Статут, 2006. - 380 с.

11. Орехова, Р.Г. Конституционное право России / Р.Г. Орехова. - М.: Норма, 2006. - 612 с.

12. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Норма, 2007. - 496 с.

13. Политология / Под ред. М.А. Василька. - М.: Гардарики, 2004. - 588 с.