Идеи либерализма Джона Локка, его учение о свободе, равенстве и правах личности, в том числе о ее неотчуждаемых правах на жизнь, свободу и собственность, а также о совести и конституционных принципах существования государства оказали сильное влияние на сознание многих мыслителей и государственных деятелей. стран Западной Европы и США. Эти идеи были воплощены в деятельности соответствующих институтов буржуазных государств. [3, с. 53]
ОТВЕТ НА ВОПРОС.
Дж. Локк считал собственность естественным правом человека. П.Ж.Прудон заявлял, что «собственность – это кража». Расскажите, каковы основания этих диаметрально противоположных позиций. Изложите свое мнение о правоте и неправоте каждого из мыслителей.
Известный английский мыслитель Дж. Локк отнес собственность, возникающую, по его представлению, как трудовая частная собственность еще в догосударственный период жизни людей, к числу основных естественных прав человека. Право на собственность трактовалось им не только как право на труд и его результаты, но и как право на свои действия, свою личность, индивидуальность.
Спустя столетие, другой французский мыслитель П. Прудон (1809-1865) на вопрос, вынесенный в название книги, “Что такое собственность?” ответил: «собственность – это кража». Прудон имел в виду не мелкую собственность, которая не связанна с эксплуатацией чужого труда, а крупную капиталистическую собственность. В другой книге “Система экономических противоречий, или Философия нищеты” Прудон выступил с идеей мирного преобразования капитализма в общество независимых мелких производителей.
Я считаю, что оба мыслителя в определенной мере правы. Локк говорит о собственности как о возможности человека иметь свою индивидуальность и свободу действий. Прудон имеет ввиду крупную капиталистическую собственность, которая никаким образом не относится к естественным правам человека или даже частной собственности, а приобретается посредством эксплуатации других и даже обмана, и, следовательно, является кражей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Для подхода Гроция к вопросам политики, государства и права характерны обращения к идеям естественного права и договорного происхождения государства и обоснование в процессе их рационалистической интерпретации по существу новых буржуазных политико-правовых концепций.
Естественное право, по мнению Гроция, порождено потребностью людей в общении друг с другом.. Оно обусловлено естественной природой человека как существа, общающегося с себе подобными, задано этой природой. По Гроцию существует, и так называемое «волеустановленное» право, к которому относится божественное право, выражающее волю.
У Гоббса теория договорного происхождения впервые получила развернутое изложение. Из этой теории вытекает, что государство не является естественным образованием, а выступает как результат сознательного выбора, в основе которого лежит добровольное соглашение людей.
В конце XVII в. Теория договорного происхождения государства была развита и дополнена Дж.Локком. Государство было создано путем общественного договора. К тому же государству дается право применять силу для исполнения принимаемых законов. Но и само государство обязано следовать «Его Величеству Закону», ибо не должно поглощать права и свободы граждан. Локк неоднократно высказывал идею верховенства Закона в политической жизни общества и государства, которая впоследствии была сформулирована как идея правового государства. Он выделял такие формы государства, как демократия, олигархия и монархия. Так же Локк выделяет три вида власти: законодательная, исполнительная, федеративная.
В дальнейшем теория разделения властей Локка была развита французским политическим и правовым мыслителем Ш.Л.Мотескьё
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Гоббс Т. Левиафан или о сущности и форме власти. — Спб., 1868.
2. Гроцпй Г. О праве войны и мира. — М.: Юриздат, 1948
3. Лавриненко В. Н. Политология. М.: ЮНИТИ, 2008
4. Локк дж. О государственном правлении. Избр. философск. произа. В двух томах. — Т.2. — М.: Соцэкгиз, 1960.
5. Мачин И. Ф. История политических учений. М.: ЮРАЙТ, 2009.
6. Нерясцев В. С. История политических учений. М.: ИНФА.М-НОРМА, 1997.