Первым шагом на пути эмансипации общества от сохранявшего свое влияние религиозного мировоззрения было провозглашение религиозного плюрализма, ставшего одним из результатов Реформации. Реформация привела к переоценке ценностей и утверждению идеи о том, что выживание человека и умножение земных благ выше потусторонних ценностей. Культ обеспеченной жизни обосновывался протестантизмом. Это было значительным шагом вперед в рационализации общественных отношений, создании новой социально-политической реальности, формирующейся на принципах целесообразности, здравого смысла, пользы. Политический порядок уже не задавался нормами религиозной морали, а основывался на согласии всех граждан, которые для защиты своих прав и свобод создали государство.
Смена религиозной картины мира рациональным объяснением реальности породила состояние социальной аномии, что потребовало новых идеалов и смыслов. Выдвижение этих новых смыслов, призванных обосновать способность человека к разумной организации общественного порядка, стали осуществлять политические идеологии. Они предлагали новые земные идеалы, способные интегрировать и ориентировать индивидов. Так, первой появилась идея о приоритете ценностей свободы, собственности и права индивида на жизнь, выдвинутая либеральными мыслителями. Затем эта идея овладела умами широких слоев населения и стала стимулом формирования массового политического движения.
Веком классических идеологий принято считать эпоху Просвещения, сформировавшую рационалистическое политическое мышление. Она выдвинула идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе сознательно формулируемых самими людьми целей преобразования и ожидаемых результатов. Обоснование возможности целеполагающей деятельности людей востребовало науку об идеях, в которой выражались идеалистические представления о желаемом обществе. Однако природа этих идей трактовалась неоднозначно. Содержание идеальных представлений в одних случаях вытекало из материальных и социальных условий жизни конкретных классов, в других - идеи представляли собой сознательно сформулированные идеалы и цели, способные интегрировать и мобилизовать различные общности на базе этнической, религиозной и культурной идентичности. Неоднозначность в понимании природы идеальных представлений о мире привела к различным трактовкам термина "идеология".
Расширительная трактовка идеологии представлена Т. Парсонсом. Он рассматривал ее с позиций функционального подхода. Главный акцент делался не на природе и специфике идеологии, а на ее предназначении в обществе. Исходя из такой посылки, Т.Парсонс интерпретировал идеологию как систему ценностей конкретного общества, выступающую в качестве универсальных ориентаций социальной деятельности.
Подобная трактовка идеологии с классовых позиций представлена в марксизме, где она рассматривается как относительно самостоятельный фено-мен духовной жизни людей наряду с другими формами политического сознания. Идеология с точки зрения марксизма - это одна из разновидностей научного знания, которая в систематической форме научно обосновывает стремление социальных классов к политической власти. Однако только в случае с пролетариатом научность и объективность совпадают, поскольку интересы именно этого класса совпадают с интересами прогрессивного развития всего общества. Соответственно идеология рассматривалась в марксизме как система представлений, выражающих коренные интересы прогрессивного класса. Современные последователи К. Маркса трактуют идеологию как систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства. Классовое понимание идеологии снижает интегративные возможности идеологии, ее коммуникативные способности к созданию диалога "власть-общество".
Более конструктивное объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее в контексте культуры, а именно как важного элемента культуры. Подобная, традиция была заложена в работах М. Вебера, К. Мангейма, Э. Дюркгейма, согласно которым природу и содержание идеологии следует выводить из субъективных ценностей, актуализированных группой, индивидом и выступающих в качестве мотивов их деятельности. Особое значение идеологии в конкретном обществе обусловлено, по М. Веберу, заданностью политических идеалов религиозными нормами. Эти нормы и ценности предписывают определенный образ жизни, действия и являются культурным кодом, позволяющим понять специфику политических форм жизни в конкретном обществе. Естественно, мотивации могут разрушаться всякий раз под воздействием прогресса общества. Тогда возникает потребность в новых смыслах и ориентациях.
Роль идеологии в жизни общества обусловлена теми функциями, которые она выполняет. Политические идеологии включают ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры. Исходя из этого, можно выделить следующие функции идеологии:
Ориентационная: она выражается в том, что включая в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности.
Мобилизационная: предлагая идеал более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию.
Интегративная: наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным интересам, тем самым выступает интегрирующим фактором.
Амортизационная: будучи способом интерпретации политической действительности, идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач и вновь стремиться к активным действиям по их реализации.
Указанные функции политическая идеология выполняет благодаря двум свойствам, которые отличают ее от других форм политического сознания (например, политической психологии), а именно: претензия на тотальную значимость (или глобальность) и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все, во имя реализации выдвинутой идеи. Идеология требует приверженности от сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует. Идеологию не следует путать с пропагандой. Если идеология представляет собой форму существования политических представлений, то политическая пропаганда является основным средством их распространения. Идеология и пропаганда тесно взаимосвязаны. Пропаганда целенаправленно формирует у граждан необходимые и желаемые для партий, элит и лидеров политические ориентации, побуждающие граждан к определенному типу (образу) действий.
В информационный век контроль за умами людей становится главным ресурсом власти. Сегодня более чем в 130 странах мира ведется телевещание. 2,5, млрд. человек смотрят передачи на экранах 600 млн. телевизоров. Еще более многочисленная аудитория слушает радиопередачи по l,3 млрд. радиоприемников. 81 транснациональная корпорация контролирует 75% производства и распространения новостей на планете.
В современных условиях средства массовой информации превращаются в "четвертую власть". Дело в том, что наши знания о реальности всегда опосредованы. Из СМИ мы в основном черпаем представления о ней. Поэтому невозможно отличить отображаемую информацию от отображенного явления. Это служит предпосылкой для политического манипулирования как способа скрытого управления политическим-сознанием и поведением людей с целью сформировать у них необходимые политические представления, готовность к определенному типу политического действия.
Политические манипулирование основано на систематическом внедрении в массовое сознание мифов - совокупности иллюзорных людей, предписывающих определенные стандарты поведения ценности и нормы, воспринимаемые на веру. Так; в США, стране казалось бы, с рациональным избирателем, по мнению американского политолога Г. Шиллера, господство правящей элиты основано на пяти мифах. 1) Мифе об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; 2) мифе о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда, президентской власти, а также средств массовой информации; 3) мифе о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству; 4) мифе об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; 5) мифе о плюрализме средств массовой информации, которые в действительности контролируются крупным рекламодателями и правительством.
Однако массовое сознание наиболее подвержено манипулированию в условиях переходных процессов. Если в стабильных обществах с высоким уровнем автономии личности манипулирование имеет целью интеграцию населения вокруг общих идей, то в переходных обществах, где не успели сформироваться устойчивые интересы, манипулирование с помощью лжи, полуправды, подтасовки фактов формирует представления, оторванные от действительности. В начале реформ в России культивировался миф о привлекательности капитализма и полном банкротстве социализма, о номенклатуре как главной виновнице бед при советской власти. Затем, когда ожидания относительно реформ не оправдались, появились мифы о "красно-коричневой" угрозе, об "агентах влияния" и др. Если же обратиться к содержанию российского телевещания, то оно почти наполовину состоит из "мыльных опер" и шоу, являющихся эффективным средством политического манипулирования.