Смекни!
smekni.com

Политические идеологии 4 (стр. 4 из 5)

Наиболее важным механизмом интеграции различных элементов социальной структуры была признана коммунистическая партия. В целях более полной реализации этой функции партии предполагалось превращение ее во властную структуру, сращивание с государством, которое под ее руководством должно было постепенно заменяться системой общественного самоуправления.

В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных социальных классов и групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения. Такие разновидности фашизма, как итальянский фашизм и немецкий национал-социализм были вызваны к жизни рядом причин. Появление новых видов деятельности и форм разделения труда разрушало привычные социальные связи и традиционный уклад жизни. Усложнение социальных отношений дополнялось глубоким экономическим кризисом конца 20-х годов XX века. В этих условиях классические либеральные ценности оказались неспособными выступить в качестве вдохновляющих мотивов человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы абсолютного обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации интегрирующую и вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку в ней национальное самосознание населения было более всего унижено поражением в первой мировой войне 1914 - 1918 гг.

Различия итальянского и немецкого фашизма заключаются в следующем. Если идеология итальянского фашизма стремилась возродить могущество Священной Римской империи и была не столь притягательной для широких народных масс, то национал-социализм стал идеологией, которая смогла сплотить различные социальные группы идеей национального превосходства арийской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справедливости.

Идеология национал-социализма создавала новый тип личности, свободный, по выражению А.Гитлера, от отягощающих фантазий разума, от грязи и унижающих самоотравлений химерами, именуемыми совестью и нравственностыо. Создание условий для развития национального немецкого государства предполагалось за счет расширения жизненных пространства на востоке, устранения целых расовых единиц для обеспечения продовольственного снабжения Германии. Парадоксально, но даже при кардинальном различии идеалов и ценностей, принципы построения нового общества в коммунизме и фашизме оказались схожими. Эти принципы включали в себя тотальное подчинение общества одной идеологии, монопольную власть одной партии, как главного элемента тоталитарной системы, использование политического террора, использования органов насилия в обеспечении политической стабильности и идейного единства.

Наряду либерализмом более жизнеспособной и социально эффективной нa практике оказалась идеология социал-демократизма, формирующая в значительной мере центристскую политическую ориентацию. Возникнув более ста лет назад, она была удивительно прагматичной, что определило высокую жизненную силу ее идей, несмотря на радикальные изменения в мире. В то время как многие политические идеологии приходили в упадок, идеология социал-демократизма усиливала свое влияние в мировом сообществе. Сегодня социал-демократическая идеология является политической доктриной центристских сил, хотя зарождалась она как левая идеология, как одно из течений внутри марксизма. Эластичность теоретических положений, которые никогда не имели ортодоксального характера, позволяла ей изменяться вместе с изменениями социальной действительности. Она смогла интегрировать достижения политической мысли разных направлений, в том числе марксизма и либерализма, создать идеологию, выражающую интересы широких слоев западного общества.

Теоретические основы социал-демократизма были заложены Э. Бернштейном в работе "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (1899). В ней он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитии и на этой основе осуществил ревизию выводов классического марксизма. Многие его идеи вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Это концепция "демократического социализма". Главными ценностями "демократического социализма" Социнтерн признал: свободуt справедливость, солидарность. Реализовать данные ценности можно, по мнению авторов концепции лишь посредством экономической, политической и духовной демократии. Соответственно социализм характеризуется не как жесткая социальная конструкция, а как процесс постоянного движения в сторону реализации названных ценностей, обогащения их реального содержания. Социализм выступает скорее; как нравственная категория, нежели экономическая, хотя в то время социал-демократия еще не отказывалась от обобществления, а лишь ограничивала его рамками экономической целесообразности.

В концепции "демократического социализма социалистическая цель рассматривается не с позиций экономического детерминизма как в марксизме, а исходя из предположения об ограниченной познавательной силе любой общей теории, поскольку всякая теория нуждается в постоянной корректировке, уточнениях, пересмотре в зависимости от изменения реальных, условий. Социал-демократы отказались от единой идеологической основы своего движения, что; позволило им преодолеть докгриальную узость в определении стратегии и тактики, программных целей и принципов, свойственную коммунистическому движению и приведшую к падению его авторитета и влияния в мире. Более того, в Социнтерне перестал действовать довоенный принцип обязательности решений для входящих' в него партий. Каждая партия была признана самостоятельно и ответственной лишь перед своими членами и избирателями, что обеспечило Социнтерну организационную устойчивость. На практике концепция "демократического социализма" была успешно реализована в Швеции, Австрии, Швейцарии, Норвегиии. Кроме рассмотренных, в современном мире значительным влиянием: пользуются и другие идеологии, например, экологизм, национализм, не связанные с интересами конкретных классов

3. Политические идеологии в современной России

Спектр политических предпочтений в современном российском обществе характеризуется многообразием политических устремлений. Прежнее идеологическое единство, основанное на ценностях коммунистической идеологии, сменилось пестрой мозаикой течений, партий, движений, которые пропагандируют различные, часто противоположные, идеалы. Если в самом начале преобразований, в 1991 году по результатам обследования, проведенного ВЦИОМ, 56% опрошенных хотели бы построить общество по типу "шведского социализма", соединив лучшие черты капитализма и социализма, то после событий августа 1991 года спектр политических настроений населения резко качнулся вправо - к ценностям либерализма.

Однако в современном российском обществе практически не оказалось ни экономических (развитый конкурентный рынок), ни социальных (наличие многочисленного среднего класса), ни политических (правовое, государство, гарантирующее права и свободы личности), ни историко-психологических (наличие традиции суверенитета личности и ее автономности) предпосылок для закрепления этой тенденции. Более того, начальный этап реформ, когда происходило усвоение либеральных ценностей, породил возвратные движения, заметно снизил интерес к идеологии либерализма. Дело в том, что декларация ценностей свободы, индивидуализма сопровождалась стремительным ростом нищеты широких масс, нарастанием имущественного неравенства. Не удивительно, что население оказалось не в состоянии усвоить либеральные ценности, привыкнуть к новым стандартам жизни. Перенесение на российскую почву западных моделей рыночных преобразований в виде политики монетаризма, невмешательства государства в экономическую и социальную сферы, создало предпосылки для активизации иных настроений. И в частности, консервативных, которые стали выступать в таких вариациях, как монархизм. Кроме того, дискомфорт, который испытало большинство населения, оказавшегося в условиях "криминального рынка", вновь востребовала ценности социальной, защищенности и справедливости, равенства, поиска форм национальной идентичности.

На вербальном; уровне идеологические предпочтения российских граждан делятся, как показывали опросы общественного мнения в 1995 году, на четыре основные группы. Сторонниками продолжения рыночных реформ, либеральной идеологии считают себя 17,2% опрошенных; идеологии "русских националистов", ищущих самостоятельный "русский путь"» 10,5%; коммунистической идеологии (сторонников социализма) -: 14%; идеологии "центризма" (сторонников сочетания различных идей, стремящихся избегать крайностей) - 17,2%; не определились в своей позиции - 41% опрошенных. Группа "центристов" - это та часть избирателей, которая еще ждет идеи, способной противостоять крайним политическим ориентациям - коммунизму и капитализму.

В целом спектр идеологических устремлений в России очень раздроблен, подвижен. Его неустойчивость объясняется существованием довольно значительных маргинальных групп. Маргиналы – это те, кто в силу разных обстоятельств утратил связи со своей прежней социальной средой, а в новую еще не вписался. К маргиналам относятся сельские жители, приехавшие в город и не нашедшие работы, военные, уволенные в запас, но не имеющие возможности устроиться по специальности, близкой к военной и т. п. Естественно, что маргинальные слои активно поддерживают те политические силы, которые обещают решить, в первую очередь их материальные проблемы.