Смекни!
smekni.com

Политико-правовая мысль западноевропейского средневекового общества (стр. 2 из 4)

Новые волны еретических движений начались во второй половине XIV века. К тому времени во всех странах Западной Европы существовали развитые города, появилось новое сословие – бюргерство. Бюргерство имело достаточно возможностей для борьбы со светскими феодалами при помощи своих привилегий, с помощью оружия или в сословных собраниях. Значительно радикальнее были требования крестьянства и городских низов. В связи с этим принято различать два основных типа ереси: бюргерскую и крестьянско-плебейскую.

Бюргерская ересь, была направлена против католической церкви и духовенства, против их богатства и политического положения, требовала восстановления простого строя раннехристианской церкви, упразднения монахов, прелатов, римской курии. Крестьянско-плебейская ересь выступала за всеобщее равенство людей, за упразднение феодальных привилегий и сословного строя.

Одним из первых представителей бюргерской ереси в конце XIV века был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступавший против зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела государства. Одновременно с учением Уиклифа в Англии возникло движение лоллардов, представлявшее собой крестьянско-плебейскую ересь, направленное против феодального строя в целом.

После вероломной казни Яна Гуса (1415 г.) в начале Реформации Чехии развернулась национально-чешская крестьянская война против немецкого дворянства и верховной власти германского императора. Вскоре в гуситском движении сформировались два течения – чашники и табориты.

Программа чашников сводилась к ликвидации привилегий духовенства, лишению церкви светской власти, секуляризации (передаче светской власти) церковных богатств и признанию самостоятельности чешской церкви.

Табориты были значительно радикальнее, они выступали против католической церкви и церковной иерархии, за уничтожение привилегий как немецкого, так и чешского дворянства, ликвидацию крепостного права и феодальных повинностей и т.д. Возрождая идеи раннего христианства, табориты утверждали, что скоро наступит “тысячелетнее царство”, в котором все будут равны, и совместно будут решать общие дела.

Таким образом, основными чертами политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества являются:

· господствующая роль церкви в идеологии средневекового общества;

· идейной основой всех политических и правовых доктрин средневековья были религиозные представления, тексты святого писания;

· проблемы государства и права обсуждались в процессе и результате борьбы за власть и привилегии между католическим духовенством и светскими феодалами;

· еретические движения, как форма политико-правовой идеологии, оппозиционной феодализму.

3.Политическая теология Августина Аврелия.

В истории западного христианства V век представляет собой центральный интерес, потому что в эпоху крушения Западной римской империи впервые ясно проявился облик средневековой латинской теократии, были сформулированы основные принципы, определившие ее отличие от христианства восточного. Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской властью и церковью временами возникали трения. Притязания церкви на участие в государственной власти обосновывались так называемыми теократическими теориями.

Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви в эпоху рабовладения было учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия Августина (354–430 гг.), прозванного православной церковью “Блаженный”, а католической – признанного святым и учителем церкви.

Августин Аврелий родился на севере Африки в городе Тагаст. Его отец был римским патрицием, язычником, мать – христианкой. Он учился в Карфагене в школе красноречия, был близок к движению манихеев, затем увлекся скептицизмом, философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. Совершив восход к высотам римской языческой культуры (входил в круг лиц приближенных к императорскому двору), к тридцати годам резко изменил образ жизни – в 387 году принял христианство. Был рукоположен в священники, а затем в 396 г. посвящен в сан епископа Гиппона (Северная Африка), расположенном недалеко Карфагена, и на этом посту продолжал оставаться до конца жизни. В этот период написал фундаментальные труды по христианской догматике, теологии истории, политической теологии, автобиографическую “Исповедь”. В его учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью. Августин соединил концепцию "лучшей жизни" (счастье от Бога) с возможностями и способностями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит человека из-за его порока, отмечал он, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека. Августин резко противопоставлял церковь и государство.

Под впечатлением от захвата Рима Августин пишет произведение «О граде Божьем» (413-426), в котором формулирует свое политическое учение.

В произведении “О граде божием” Августин писал, что в мире существует два государства: “божий град” (церковь) и “град земной” (государство). Церковь “странствует по земле, имея цель на небе”, “церковь и теперь есть царствие небесное”. Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви – право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник – Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием, держится принуждением. Своим утверждением о том, что "град земной", т.е. государственность, связан с царством дьявола, он положил начало многим средневековым ересям. Но в то же время он обсуждал идею обновления "града земного" в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и человека.

Августин утверждал, оправдание государства в том, что оно поддерживает земной, временный порядок, хотя и делит государства на два вида земных царств:

1. Государства берущие начало от братоубийцы Каина, продолжающиеся братоубийцей Ромулом, олицетворяющие грех, несправедливость, насилие, “общество нечестивых”.

2. Это “христианские государства”, власть которых основана на заботе о подвластных.

В целом, оправдание государства – в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.

Августин – один из первых церковников, призывавших насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси и настаивал на присылке в Африку войск для подавления агностиков: “Дерзость мужиков восстает против их владельцев”.

Он считал, что свободная воля людей – источник зла, влекущий их от единства к множеству. И писал по этому поводу: «Коль скоро цель христианского государства – благо, государство, если неверие не поддается убеждению, должно принуждать людей, а не учить». Так как во времена Августина большая часть населения Римской империи держалась прежних, языческих культов и церковь тревожили неподвластные ей христианские секты еретиков, Августин призывал использовать принуждение для крещения язычников и искоренения ересей.

Оправдание государства, по Августину, – и в поддержании социального порядка. Августин выдвинул новый довод в обоснование рабства. Рабство не создано ни природой, ни правом народов. Источник рабства – прегрешение библейского Хама. Военный плен, как источник рабства отдельных людей, то же имеет оправдание, поскольку войны, по учению Августина, не противоречат божьим заповедям.

Божественным установлением являются также частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. Августин открыто и откровенно приспосабливает христианское вероучение к самым земным интересам власть имущих. Но Августин понимает под назначением государства не только деятельность, гарантирующую материальные предпосылки человеческого существования. Государство (христианское) способно гарантировать и духовное благополучие сообщества [см.: Ч.3, кн. 17]. Церковь в таком государстве заботится о внутреннем, моральном воспитании индивида, а само государство выступает как “страж”, “регулятор” внешних правовых отношений и помимо цели земного порядка преследует и конечную цель, указанную христианским учением и заключающуюся в вечном блаженстве.

Характеризуя “христианское государство” как образец “земного града”, Августин писал: “Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог”. Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Оправдывая последние, Августин дал обстоятельное толкование заповеди “не убий”. Его перетолкование свелось к тому, что ее совершенно не нарушают те, которые ведут войны по полномочию от бога.

Теократические идеи Августина в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.