5. Заключение.
Рассмотрев основные черты политико-правовой мысли и политические учения западноевропейского средневекового обществ, можно предположить, что средние века – период спада в истории политических и правовых учений по сравнению с Античным миром. Перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты святого писания и каноны церкви, – все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин. Тем не менее, в этот период политико-правовая идеология была далека от застоя. Выведение на первый план проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождало споры о сущности, целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически это вело к постановке и решению проблем государственного суверенитета. Споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человека.
В средние века человек был настолько подчинен церкви и государству, что только от дуализма духовной и светской властей что-то выигрывала его свобода: борьба церкви за политическую власть компрометировала идею неограниченности прав светских правителей, и, наоборот, отстаивание суверенности светских властей сеяло идеи хоть какого-то выхода из-под духовного диктата церкви.
Общества стран Западной Европы были организованы как монархическо-церковные сословные иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой статус, тесно привязывающий членов даже и высших ступеней феодальной пирамиды к своему месту в сословной структуре. Республиканский воздух городов делал свободным от крепостнического гнета, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных обязанностей и ограничений. Идеи свободы и равенства были вынесены в сферу религиозных исканий, где мечты о преодолении чуждой народу власти церкви и государства приобретали форму идей непосредственной власти бога.
Но в идеологии ряда еретических движений средних веков демократические тенденции раннего христианства все-таки нашли развитие. Радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом и их право участвовать в решении не только церковных, но и государственных дел применяя к государству и праву тексты святого писания о равенстве верующих перед богом.
6. Список используемой литературы.
1. История политических и правовых учений: учеб. пособ., / под ред. О.Э. Лейста. М: Юридическая литература, 1997. – 576 с.
2. Понеделков А.В., Самыгин С.И., Старостин А.М., Верещагина А.В.
Основы социологии: учеб. пособ.,/ Под ред. А.В. Понеделкова, С.И. Сам-
гина, А.М. Старостина, А.В. Верещагиной. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д:
Издательский центр «МарТ», 2007. – 400 с.
3. Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г., Бурсов А.В. Политология:
учеб. пособ., / Под ред. Г.Н. Смирнова, Е.Л. Петренко, В.Г. Сироткина,
А.В. Бурсова. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2006. – 336 с.
4. История политических и правовых учений: электрон. хрестомат.,/ Составитель: М.Н. Грачев