Смекни!
smekni.com

Глобализация и геополитика (стр. 5 из 7)

2.3 Геополитика как идеология

Идеология — это любая система идей, которая используется для того, чтобы оправдать перед другими достижение или осуществле­ние власти. Идеология всегда ориентирована на группу людей, она должна объяснить обществу, почему эта группа берет на себя ини­циативу и действует именно так, а не иначе. Первостепенная задача идеологии состоит в том, чтобы оправдывать общественно значи­мые действия тех или иных групп людей. Для выполнения этой зада­чи создатели соответствующей системы оправданий — идеологи — должны обращаться к высшим ценностям, разделяемым всем об­ществом, в котором та или иная группа собирается действовать. Глупо было бы Муссолини в Италии апеллировать к авторитету Вед, а Мао в Китае — к библейским десяти заповедям; напротив, Муссо­лини формирует фашистскую идеологию, опираясь на господству­ющие в его стране религиозные (католицизм) и секулярные (инди­видуализм, империализм и даже социализм) учения, а Мао разви­вает коммунистическую идеологию, апеллируя не только к идеям Маркса, Энгельса и Ленина, но и к основополагающим мыслям Конфуция и Лао-Цзы. Однако идеология только использует различ­ные системы ценности, но никогда не совпадает с ними.

Любопытно отметить, что практически все представители гео­политики были более или менее крупными чиновниками и госу­дарственными деятелями, они имели серьезный вес в обществе и оказывали существенное влияние на принятие политических ре­шений не только через свои идеи, но и непосредственно. Эта за­кономерность прослеживается от Ибн-Халдуна до Хаусхофера. В декабре 1993 г. Государственная Дума Российской Федерации учредила Комитет по геополитике. Научный консультант книги А.Г. Дугина «Основы геополитики» (1997) — начальник кафедры стратегии Военной академии Генерального штаба России гене­рал-лейтенант Н.П. Клокотов. Все эти факты, а также характер содержания и методов геополитики дают основания многим гео­политикам считать свою отрасль знания прежде всего идеологией. «Геополитика, — пишет А.Г. Дугин, — это мировоззрение влас­ти, наука о власти и для власти. Только по мере приближения человека к социальной верхушке геополитика начинает обнару­живать для него свое значение, тогда как до этого она восприни­мается как абстракция. Геополитика — дисциплина политических элит (как актуальных, так и альтернативных)... Не претендуя на научную строгость, геополитика на своем уровне сама определя­ет, что обладает для нее ценностью, а что нет. ...В современном мире она представляет собой «краткий справочник властелина», учебник власти, в котором дается резюме того, что следует учи­тывать при принятии глобальных (судьбоносных) решений — та­ких, как заключение союзов, начало войн, осуществление ре­форм, структурная перестройка общества, введение масштабных экономических и политических санкций и т.д. Геополитика — это наука править». И хотя отдельные геополитики заявляют, что «геополитика в своей основе антиидеологична», трудно не согласиться с утверждением, что «геополитик не может не быть ангажирован».

Если задаться вопросом, к какой же разновидности идеологии относится геополитика, напрашивается ответ, что геополитика тес­но связана с империализмом. Империализм(от лат. imperium — власть, господство) в его позднейшем значении понимается как историчес­кая ситуация раздела сфер власти на земле между большими импери­ями или как характеристика политики больших империй, направ­ленной на захват власти над всей землей. Между тем циничная актив­ность империй может быть возведена к особой идеологии — импери­ализму, понимаемому как позиция людей, созидающих империи и вкладывающих свои жизненные силы в их существование и развитие. Согласно положениям этой идеологии, безразличный к человеку ес­тественный порядок заставляет человека бороться за обретение зем­ных благ. Однако риск проиграть в этой борьбе слишком велик, что­бы посвящать этому свою жизнь. Поэтому, если человек хочет избе­жать поражения в борьбе за земные блага, он должен принадлежать к группе людей, чьи организованные усилия постоянно направлены на их захват и эффективно противостоят аналогичным усилиям сопер­ников. Если такая группа существует, человек должен стремиться прим­кнуть к ней; если такой группы нет, он должен стремиться создать ее. Сохранение и укрепление единства империи может быть обеспечено либо родством входящих в нее людей, либо общим смыслом суще­ствования, требующим такого единства. Поэтому империи чаще все­го складываются, во-первых, на основе наций, а во-вторых, на ос­нове исповедания единой веры, из которой следуют объединяющие социальные выводы. Отношения между империями складываются, не только на основе реального соотношения сил, но также на основе специфики господствующих в них идей.

В XIX столетии история человечества вошла в ту фазу, когда раз­витие империй привело к разделу между ними всего мира. С тех пор они, хотя и провели множество войн за передел мира (включая две мировые войны), все время ищут приемлемую форму компромисса. Однако очевидно, что такой компромисс может быть только вре­менным перемирием, если только все до единого «хорошие полити­ки» не исчезнут с лица земли.

С точки зрения империалистов, все иные группы людей также являются империями. Основой организации империй может быть не только территория, этнос, род, но и идея. Империи могут быть от­крытыми и тайными; открытые империи (Германия, Россия, Аме­рика и т.п.) опасаются проникновения в свой организм тайных империй, не имеющих четких границ, и поэтому стремятся держать на виду мафиози, масонов и других, которые с империалистичес­кой точки зрения объединены общим признаком в единую силу, поддерживают друг друга и противостоят открытым империям либо паразитируют на них. Кроме того, можно выделить закрытые и внут­ренне справедливые империи, не стремящиеся к постоянному рас­ширению, но справедливо распределяющие завоеванное внутри себя, и открытые и внутренне несправедливые империи, жертвующие внутренним порядком ради непрерывного наращивания своей силы.

Для того чтобы геополитика могла появиться на свет, «должна была наступить эпоха империализма, в которой как в области поли­тики, так и в области экономики господствует стремление к про­странству», — заметил немецкий геополитик профессор Грабовски. Для того чтобы дело дошло до теории о «плановой простран­ственной экономике», «плановая пространственная экономика им­периалистической эпохи» должна была занять место прежней, «ос­нованной на произволе политики расширения». Империалистичес­кая эпоха живет «целиком под знаком пространства, и возникла необходимость детально изучить пространство в его отношении к политике. Следовательно, к геополитике пришли также, исходя из пространственной экономики империалистической эпохи».

Еще в Римской империи было введено понятие «terraenulliusseditprimooccupanti» («ничейные земли принадлежат тем, кто их первым захватит»), причем ничейными признавались все террито­рии, которые можно было завоевать, население при этом вообще не принималось в расчет и либо истреблялось, либо обращалось в рабство. Этот термин был воспринят в средние века и прочно вошел в так называемое «международное право цивилизованных народов». До конца прошлого века правовым основанием для захвата колоний признавалась так называемая первоначальная оккупация ничейных земель. В период империализма возникла необходимость утвердить право на колониальные захваты. На Берлинской конференции (1884— 1885) 14 государств пытались «упорядочить» раздел Африки. Было решено считать «законными» колониальные захваты земель, если они «реальны, эффективны и о них доведено до сведения остальных держав». Само собой разумеется, что эти земли далеко не были ничейными. Но права населявших их народов вообще не учитыва­лись и эти территории объявлялись ничейными на том лишь осно­вании, что они не принадлежали какой-либо колониальной державе и считались законными объектами территориальных захватов и колониальных грабежей.

Ватикан, который на протяжении веков пытался сохранить не только духовную, но и светскую власть над всем миром, воспользо­вался ожесточенными спорами между Португалией и Испанией, чтобы еще раз выступить в роли верховного арбитра в международ­ных делах. С этой целью уже в 1493 г., то есть всего через год после первого путешествия Христофора Колумба, папа Александр VI «в соответствии с полученной им просьбой разделил Новый Свет между двумя соперницами — Португалией и Испанией, отдав при этом львиную долю своей родине. В ряде булл папа наметил линию, проходившую с севера на юг в 100 лигах западнее к востоку от этой линии, а Испании — к западу». Раздел как уже открытых, так и могущих быть открытыми в будущем земель между двумя державами был юридически закреплен в Тордесильясском договоре от 7 июня 1494 г., заключенном представителями Испании и Португалии и утвержденном Александром VI.

Идеологическая связь геополитики с империализмом создала устойчивую ассоциацию этой дисциплины с оправданием военной агрессии и территориальных захватов. Поскольку же пространства в большинстве случаев не являются ничейным, а заселены народами, не желающими расставаться со своей землей, геополитика как часть идеологии вступает в тесную связь с иными «натуральными» компо­нентами.(4,6)

Геополитика сегодня играет одну из главных ролей в построении международных отношений, несмотря на ее темную историю, связанную с нацистской Германией. Геополитика сейчас не имеет тех идей фашистского режима, но это лишь оттого что идеи и ценности в мире поменялись за последние 70 лет, но желание некоторых стран, таких как США и Китай играть на мировой политической арене более весомую роль, считая что нынешнее положение дел их не устраивает, все более возрастет и это стало еще более в конце XX века с распадом СССР, который был неким противопоставлением этим странам во многих сферах политической, экономической и культурной сферах.