Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Локком. Большим достоинством его учения является анализ необходимой внутренней связи между свободой и законом. Общественный договор по Локку – это постоянно действующий фактор политической жизни, договорные отношения народа с политической властью – непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия индивидов и народа в целом с действием властей.
Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание. Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против «старого режима» во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека и гражданина. Всё последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права, так или иначе, испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.
Большое непосредственное воздействие идеи Декларации оказали на взгляды передовых мыслителей таких стран как Германия, Россия, других стран Восточной Европы, которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования.
Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции ЕС-тественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.
Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н.Радищев, который использовал эти идеи для критики российского самодержавия и крепостничества, и с естественно-правовых позиций развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.
Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н.А.Бердяева. Себя он называл «сыном свободы», а вопросы прав и свобод личности освещал с позиций разработанной им оригинальной философской концепции христианского персонализма. В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида: личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она самосоздается. Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью.
Таким образом, права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.
Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития.
Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.
В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав:
1. политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных декларациях (американской, английской, французской);
2. социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН;
3. коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, свободу, достойную жизнь и т.д.).
Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию развития данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области. Когда-то права человека составляли так называемую третью корзину в торге СССР с западными странами (наряду с ядерным оружием и политическими вопросами). Но эта эпоха прошла, и Хельсинкские соглашения (1975 г.) остались лишь вехой на общем пути человечества к более совершенному порядку.
Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод – она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека.[2] Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе в российской. Классификация прав и свобод достаточно условна – так право собственности является не только личным, обеспечивающим самостоятель-ность личности, но и социальным, экономическим, связанным с удовлетворе-нием материальных притязаний человека; право на определение националь-ности и пользование родным языком – может рассматриваться не только в сфере личных прав, но и социальных, культурных. Тем не менее, существуют критерии, которые определяют подобное разграничение прав:
1. Личные права человека наиболее широко определены Конституци-ей. Их специфика заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства – ограждение автономии личности.
2. Политические права и свободы отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти. Однако этот критерий дает возможность рассматривать многие из так называемых личных прав в числе прав гражданских и политических – например, право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29 Конституции РФ). Кроме того, нужно отметить, что, несмотря на естественность и неотчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – то есть возраста полной дееспособности. Следует также отметить, что осуществление некоторые политических прав регулируется другими статьями Конституции. Так, депутатом Государственной думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21 года (ст. 97 Конституции РФ), для избрания Президентом установлен возрастной порог в 35 лет (ст. 81 Конституции РФ). Такие ограничения оправданы тем, что, достигнув определенного возраста, гражданин осознает и предвидит последствия своих действий, обладает жиз-ненным опытом и в состоянии нести обязательства, которые, как известно всегда сопутствуют правам. Политические права являются непременным условием реализации всех других прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии и выступают как средство контроля за властью.
3. Говоря о правах социально-экономических, необходимо отметить, что Конституция 1993 года Российской Федерации привнесла много нового в эту сферу жизни – личность стала экономически активной. Положения об экономических и социальных правах и свободах человека, изложенные в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года легли в основу статей Конституции РФ 1993 года. Помимо положений, регулирующих экономические права и свободы, большое количество норм регулируют социальную сферу. Можно сказать, что здесь речь в большей степени идет не только и не столько о правах, сколько о гарантиях.
4. Осуществление культурные прав и свобод человека в демократичес-ком социальном государстве предполагает гарантии на свободу творчества (ст. 44); право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 45).
Особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в России занимают так называемые «права по защите других прав». «Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство….»[3] – это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.