ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политология»
на тему «Права человека»
Вариант № 23
Студент:
специальность: ФиК
группа
номер зачетки:
Преподаватель:
Скрипкина Жанна Борисовна
Москва 2009
Содержание.
1.Историческое многообразие концепций права и прав человека.4
В последнее десятилетие в российском общественном сознании прочно утвердилась идея прав человека, что закономерно связано с общими процессами демократизации страны в эти годы. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях – от президента до рядовых граждан. Тема прав человека как одна из наиболее злободневных не сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, парламентариев.
Начиная с принятия в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их воплощения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны достижение демократии, построение правового государства и социально-экономическое процветание.
В этой работе рассмотрены такие вопросы как: исторический характер проблемы прав человека, эволюция теоретического обоснования концепции прав человека в различных учениях; приведена наиболее распространенная классификация прав человека; охарактеризовано современное понимание содержания прав человека; рассмотрен уровень соблюдения прав человека в современной России, а также изучен термин «правовое государство» и дан ответ на поставленный вопрос.
Целью работы является:
- изучение исторического многообразия концепций права и прав человека;
- рассмотрение классификации основных прав личности и уровня реализации прав человека в современной России;
- изучение термина «правовое государство» и ответ на вопрос.
Соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуются, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина РФ.
Но иногда между этими понятиями проводится различие. Анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…» (статья 28 Конституции РФ). В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). При этом «право» может самой Конституцией включаться в состав «свободы».
Различие между человеком и гражданином, как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции РФ. Конституционные права и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, статьи Конституции указывают на это.
В современном мире сохраняются различные подходы к взаимодействию права и государства, человека и государства. Прежде всего, ограничение власти государства правами человека не должно вести к умалению его роли, которая весома не только в охране прав и свобод человека, но и в придании им законодательной формы. Резкая поляризация этих учений (естественноправовой школы и позитивизма) обусловливалось различными путями осуществления буржуазных революций в различных странах. Государство не может не признавать права человека на жизнь, неприкосновенность личности, жилища. И хотя эти права принадлежат человеку от рождения, но «защищенность» им придает закон.
Историческое развитие начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права – формального (правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.
Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Право вообще и права отдельных людей (членов полиса) восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости. Божественная по своей природе справедливость у Гомера выступала в качестве объективного основания и правого критерия.
Поиски объективной нормы справедливости и права для полиса и его граждан были продолжены пифагорейцами (6-5 века до н.э.). Они сформулировали весьма важное для последующих представлений о естественных правах человека положение о том, что «справедливое состоит в воздаянии другому равным»[1]. Это определение представляло собой философскую абстракцию и интерпретацию древнего принципа талиона (око за око, зуб за зуб).
В концепции Эпикура справедливость представляет собой естественное право с изменяющимся содержанием. Его договорная трактовка государства и права подразумевает равенство, свободу и независимость людей (членов договорного общения) и по существу является исторически первой философско-правовой концепцией либерализма и правового индивидуализма. Свобода человека по Эпикуру – это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.
Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д. Римская юриспруденция, распространяя на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.
Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, др.), которые защищали идею свободы и равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостни-ческая позиция известного французского юриста 13 века Бомануара, утверж-давшего, что «каждый человек свободен», и стремившегося к конкретизации данной идеи в своих юридических построениях.
Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в христианстве, которое выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству все люди равны как «дети Божии». Это всеобщее равенство сочетается в христианстве со всеобщей свободой. Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и других).
В духе античных естественноправовых идей Фома Аквинский утверждал что, цель государства – это «общее благо» его членов, обеспечение условий для их достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и обосновывал право народа на свержение тиранического строя.
Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслите-лей Нового времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях.
Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Гроция, Спинозы, Локка, Монтескье, Джефферсона, Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование юридического мировоззрения, в идеологическую под-готовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов.
Важным элементом этого процесса стала концепция общественного договора как источника происхождения и правовой основы деятельности государства. Понимание государства, содержавшее идею правовой государственности, связано у Гроция и ряда последующих мыслителей с положением о естественном человеческом праве оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора.
Спиноза отмечал, что цель государства в действительности есть свобода, и подчеркивал, что естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается, поскольку человек действует по законам своей природы, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тирании.