Агрессия и деструктивность могут помочь одной группе искоренить другую и, таким образом, выжить; но эти стимулы принимают другое значение, если мы рассматриваем их в контексте всего человечества. Если бы агрессия распространилась на все человеческое население, то это могло бы привести не только к уничтожению той или иной группы, но, в конце концов, к искоренению всей человеческой расы. В прошлом подобная мысль не соотносилась с реальностью и была праздным размышлением. Сегодня наша любовь к жизни претерпевает глубокий упадок. Разрушение всего человечества — реальная возможность, так как мы имеем средства для саморазрушения и потому, что мы фактически играем с идеей использования этих средств.
В заключение хотелось бы привести отрывок из эссе Э. Фромма «Кредо»: Я уверен, что единственное, что может спасти нас от самоуничтожения - это разум, способность распознать нереальность большинства обуревающих человека идей, способность пробиться к реальности, скрытой за многослойной толщей лжи и идеологий; разум не как вместилище знаний, а как "своего рода энергия, сила, которая полностью познается только в ее действии и в результатах...", сила, "основным содержанием которой является способность соединять и разъединять, понимать и предвидеть". Насилие и оружие нас не спасут; здравый рассудок может.
Я верю, что основной выбор человека - это выбор между жизнью и смертью. Каждый поступок предполагает этот выбор.
Заключение
Деструктивность нередко встречается в современном обществе, это явление более распространенное, чем принято думать.
Деструктивная личность – это по своей сути слабый человек, не отличающийся выдающейся волей и характером, однако для такой личности характерна жажда власти как возможности проявить себя.
Что же происходит, когда, при соответствующих внешних обстоятельствах, человек с садистским или некрофильским характером приходит в политику? Безусловно, его значение в историческом процессе огромно, ведь политическая власть дает возможность разрушать, реализовывать свой инстинкт смерти в глобальных масштабах.
Деструктивная личность в политике может воздействовать на массы, убеждать в своей правоте, скрывая поначалу свои злодеяния. В дальнейшем такой лидер неизбежно бывает свержен и побежден вследствие своего нарциссизма и безрассудной жестокости.
Список литературы
1. Константинов А. Радикальный Гуманизм Эриха Фромма. // Самиздат, № 4, 1993. Стр. 11 – 26.
2. Лоренц К. Так называемое зло. – М.: Культурная Революция, 2008. - 616 стр.
3. Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб.: Питер, 2008. - 351 стр.
4. Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его радикальный подход к проблеме деструктивности // Социологические исследования, № 6, 1992. Стр. 113-120.
5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2004. - 635 стр.
6. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Харвест, 2003. - 384 стр.
7. Фромм Э. Душа человека. — М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. — 572 стр.
8. Фромм Э. Ради любви к жизни. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. — 400 стр. — (Классики зарубежной психологии).
9. Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 352 стр.
10. Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: “Коллегиум”, 1992. — 253 стр.
[1] http://slovari.yandex.ru/
[2] Лоренц К. Так называемое зло. – М.: Культурная Революция, 2008г. (с. 307 – 310)
[3] Лоренц К. Так называемое зло. – М.: Культурная Революция, 2008г. (с. 458 – 459)
[4] "Кремль.ORG". Политическая экспертная сеть.
[5] Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008 г. (с. 201 – 225)
[6]Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его радикальный подход к проблеме деструктивности // Социологические исследования. Ноябрь 1992. № 6. С. 113-120.
[7] Константинов А. Радикальный Гуманизм Эриха Фромма. //Самиздат, № 4, 1993. с. 11 - 19
[8] Фромм Э. Душа человека. — М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. (с.403 - 404)
[9] Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: “Коллегиум”, 1992. (с. 86)
[10] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2004. (с. 34 -56)
[11] Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Харвест, 2003 г. (с. 131)
[12] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2004. (с. 101)
[13] Фромм Э. Душа человека. — М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. (с. 248)
[14] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2004. (с. 253 - 255)
[15] Фромм Э. Ради любви к жизни. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. (с. 291 - 294)
[16] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2004. (с. 287 - 306)
[17] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2004. (с. 341 - 342)
[18] Фромм Э. Душа человека. — М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. (с. 301 - 302)
[19] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2004. (с. 401 - 446)
[20] Фромм Э. Душа человека. — М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. (с. 299 - 321)