обладать основными навыками полемики,
обладать чувством юмора,
быть готовым беспрекословно подчиняться определенным требованиям руководителя избирательной кампании,
уметь подбирать подходящие примеры для обоснования своих утверждений.
Часть выше перечисленных качеств уже может быть свойственна кандидату, другая же часть усваивается посредством теоретической подготовки и практических занятий.
Состав и действия команды зависят от масштаба кампании, но в целом должны отвечать следующим требованиям:
профессионализм,
психологической совместимостью членов команды,
жёсткой исполнительной дисциплиной,
оптимальной загруженностью работой (ни лишних без дела слоняющихся без дела людей, ни чрезвычайной загруженности всех работой быть не должно),
чётким распределением функциональных обязанностей,
руководитель каждого направления должен иметь собственное видение решения поставленных задач (это должен быть не механический исполнитель, а творчески мыслящий человек),
синхронностью действий и взаимодополняемостью,
наличие резерва для усиления определённых направлений или замены выбывшего члена команды,
исключительно деловым “без воды” и словоблудия обсуждением путей решения стоящих задач.
В целом можно выделить три возможных модификации команды:
а) команды по выборам высшего должностного лица государства,
б) команда для коалиции партий или одной партии,
в) команда кандидата на выборные должности различного уровня.
1.3 Разработка избирательной кампании и её планирование.
Предварительное изучение избирательной конъюнктуры, неофициальные договорённости о поддержке кандидата (избирательного объединения), стремление иметь заранее целостную концепцию избирательной кампании делают необходимой разработку стратегии кампании до её официального начала.
В условиях предсказуемого развития политического процесса и устойчивого календаря выборов стратегическое планирование избирательной кампании начинается за 1-1,5 года. В российских условиях, учитывая динамизм политической жизни и высокую степень непредсказуемости, этапы подготовки к выборам естественно спрессованы, что не освобождает политиков от серьёзной предварительной проработки стратегии кампании, пусть даже в сжатые сроки.
Стратегию избирательной кампании можно определить как программу будущих действий ради достижения поставленных целей с учётом реальности. Именно поэтому стратегическое планирование кампании, по мнению ведущего британского специалиста по политическому маркетингу Ф. Гоулда, включает в себя решение, по крайней мере, четырёх задач:
Сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников.
Оценка имеющейся информации, в первую очередь путём выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы.
Непосредственная разработка стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, политической стратегии и основных лозунгов.
Планирование, т.е. переведение всего вышеперечисленного в законченный план всей кампании.[4]
Определение содержания кампании, выбор её основных направлений.
Изучив особенности “избирательные конъюнктуры”, наметив основные цели и приоритетные “мишени” кампании, следует переходить к определению содержания кампании и её основных направлений. Обычно предусматривается ведение кампании по нескольким стратегическим направлениям (осям)[5].
“Ось“, связанная с “политическим темпераментом” избирателей. Преследуемая цель: создать или усилить чувство схожести политических темпераментов.
“Ось“, связанная с экономическими, социальными ожиданиями избирателей. Цель – привлечь внимание избирателей к тем проблемам, по которым кандидат, по его мнению, имеет преимущество в глазах избирателей по сравнению со своими соперниками в силу своей компетентности, способности разрешить эти проблемы.
“Ось“, связанная с личностью кандидата. Цель укрепить популярность известного политика, или сделать в короткий срок, хорошо известным публике, пока ещё мало известного деятеля.
Итак, очертив общие направления своей избирательной кампании, кандидат, и его аналитическая группа должны выбрать соответствующие темы, и что не менее важно – тональность в которой они будут развиваться. Определив же несколько ударных тем, нужно обратить их в лозунги кампании
Специалисты едины во мнении, что лозунг сердцевина кампании, что правильно подобранный и афористично сформулированный, он должен многократно повторяться и дойти до адресата.
Но к сожаления Российская практика показывает, что лозунги наших кандидатов крайне бедны и повторяются с некоторыми изменениями.
После того как стратегия кампании доведена до небольшого круга сторонников кандидата наступает этап её осуществления: составляется график кампании, одновременно готовиться предвыборная программа, и намечается её бюджет.
Разработка графика кампании представлена ниже, поэтому необходимо остановиться на методах работы с избирателями.
Нет необходимости доказывать, что главным, и, пожалуй, единственным объектом избирательной кампании является Избиратель. Общение с ним трудоёмкая работа, требующая знания, как механизма политического выбора избирателя под воздействием объективных и субъективных факторов, так и ожиданий, настроений отдельных категорий избирателей. Необходимо выбрать средства общения с ни. Определить “каналы медиатизации” кандидата. Только после выполнения всех этих условий можно рассчитывать на победу кандидата на выборах.
2 ПРАКТИКА ВЫБОРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
2.1 Федеральный закон: “О государственной автоматизированной системе РФ “Выборы”
Проекты базовых федеральных законов о выборах:
Федеральный конституционный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ;
Федеральный конституционный закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации;
Федеральный конституционный закон о выборах Президента Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон о референдуме в Российской Федерации
Эти законы базируются на старой, изжившей себя концепции, - концепции “честной избирательной комиссии”. Они предоставляют избирателю только так называемое ограниченное активное избирательное право, которое дает возможность гражданину России участвовать в соответствующих “международным демократическим стандартам” выборах и свободно голосовать, но при этом избиратель лишен права контролировать правильность учета выбранного им варианта голосования в процессе установления общего итога тайного голосования. Это право в соответствии с выше перечисленными законами избиратель делегирует (доверяет) избирательным комиссиям различного уровня (от участковой избирательной комиссии до Центральной Избирательной Комиссии).
С 10 января 2003 года вступил в действие Федеральный закон: “О государственной автоматизированной системе РФ “Выборы”. Первая версия ГАС «Выборы» была принята в эксплуатацию еще в 1995 году.
Этот закон основан на новой, для российского избирательного права концепции – “честной технической системы”. По замыслу авторов закона эта концепция должна вызывать доверие избирателя, потому что она якобы честная и беспристрастная. Авторы и сторонники этого закона, восторженно перечисляя достоинства автоматизированной системы ГАС “Выборы”, дополнительно оснащенной сканерами избирательных бюллетеней, скромно умалчивают о многочисленных проблемах, возникающих при ее внедрении в практику российских выборов. ВнедрениеГАС “Выборы” вместе с техническими средствами для голосования на территории всей страны потребует огромных материальных и финансовых затрат. Процедура поиска “закладок” является весьма сложной, трудоемкой и требует наличия квалифицированного персонала и специфического уникального, очень дорогостоящего оборудования. Такого оборудования и таких специалистов нет в системе Центральной Избирательной Комиссии РФ.
Сегодня физическую и программную защиту информационно-коммуникационной сети ГАС “Выборы” и ее модернизацию осуществляет на “конкурсной” основе одна из коммерческих организаций г. Москвы. Занимаясь разработкой, эксплуатацией и поиском программно-аппаратных закладок в ГАС «Выборы» эта коммерческая организация фактически будет полностью контролировать ход любого голосования, иметь возможность раскрывать анонимность голосования и при желании корректировать их итоги. Например, искажать итоги голосования в пользу “своих” партий, “своих” депутатов, “своего” Президента, проводить с помощью референдумов “свои” законы и т.д. Будет ли большинство избирателей считать такие контролируемые коммерческой организацией выборы легитимными? Маловероятно. Для защиты ГАС “Выборы” придется Центризбиркому России фактически создать в своей структуре подразделения.
В федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в статье 74 пункт 3 записано :" при использовании в соответствии с законом ГАС "Выборы" (или отдельных ее технических средств) … соответствующая избирательная комиссия образует группу ....для контроля за использованием ГАС "Выборы" или отдельных ее технических средств." Как группа из 5-10 человек (состоящая, например, из одних юристов) может контролировать компьютерную информационно-коммуникационную систему, состоящую из десятка тысяч компьютеров, сотен тысяч программно-управляемых единиц коммуникационного оборудования, систем спутниковой связи, сотен тысяч километров линий связи и так далее? У специалистов в области защиты информационно-коммуникационных сетей эта фраза, кроме улыбкиничего не вызывает.