Нарушение норм права при строительстве п. 1 ст. 222 ГК связывает с любым из следующих обстоятельств: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, строительство без получения на это необходимых разрешений; существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил.
Такие действия, как правило, не могут являться юридическими фактами правообразующего характера, а потому не должны порождать положительных правовых последствий. Лицо, которое возвело самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности и обязано снести ее самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, но за свой счет.
Однако снос самовольной постройки не всегда отвечает публичным интересам или интересам собственника земельного участка, на котором возведена постройка (предполагаемого потерпевшего от самовольного строительства). Поэтому в п. 3 ст. 222 ГК предусмотрен случай, когда самовольная постройка сохраняется и становится объектом права собственности. Это допускается лишь тогда, когда противоправные действия построившего ее лица нарушают условия получения землеотвода под строительство. При иных нарушениях единственно возможное последствие самовольных действий — снос строения.
В ГК РФ специальное регулирование получила переработка материалов. Русское дореволюционное право знало этот институт, и по существу регулирование отношений, связанных с переработкой, совпадает с современным. Если переработка осуществляется собственником материалов, то никаких сомнений в отношении субъекта права собственности на переработанную вещь не возникает. Сомнения возникают тогда, когда труд прилагается к чужому материалу. Здесь законодатель может отдать предпочтение или труду, вернее представителю труда, или собственнику материалов.
С экономической точки зрения, термин «переработка» охватывает любое изменение формы и свойств вещей, в результате которого появляется новый объект материального мира. В гражданском праве содержание термина «переработка» гораздо уже, он применяется лишь к случаям, когда переработчик создает новую вещь из чужих материалов. Создаваемая вещь должна относиться к категории движимых. Именно эти отношения регулируются ст. 220 ГК.
Общее правило, установленное ст. 220 ГК, заключается в том, что собственником созданной вещи становится собственник материалов из которых она изготовлена. Для приобретения права собственности не имеет значения, для кого переработчик изготовлял вещь: для себя для собственника материалов или для третьего лица. Направленность воли переработчика на достижение тех или иных правовых последствий, по общему правилу юридического значения не имеет, его действия носят характер юридического поступка, который порождает последствия независимо от намерения создать тот или иной правовой результат.
Правило о приобретении права на вещь собственником материалов не является императивным и может быть изменено договором, заключенным между собственником материалов и переработчиком.
Законом предусмотрены случаи, когда переработчик сам приобретает право собственности на созданную им вещь. Это возможно, если переработчик перерабатывает вещь для себя, стоимость работы существенно превышает стоимость материалов, переработчик действует добросовестно.
Категория «добросовестность», как и категория «существенное превышение стоимости» в ст. 220 ГК не раскрывается. Очевидно, что переработчик должен признаваться добросовестным, если из поведения собственника явствует его согласие на изготовление переработчиком вещи для себя. Если согласие собственника внешне не проявляется, добросовестность будет являться обстоятельством, требующим соответствующего подтверждения.
В соответствии с п. 1 ст. 302 ГК добросовестным признается лицо, которое не знало или не могло знать о неправомерности своих действий, в нашем случае — не знало или не могло знать об использовании материалов собственника в нарушение его права.
В результате переработки, как правило, возникают особые объекты права собственности — отходы, включающие в себя остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, а также товары (продукцию), которые утратили потребительские свойства. Отходы обычно относятся к категории вещей, определяемых родовыми признаками, и характеризуются по качеству (свойству) и количеству. Определенные виды отходов представляют большую имущественную ценность — лом и отходы черных, цветных металлов, драгоценных металлов и камней и др. Основы обращения с отходами с целью предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот урегулированы в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»[7]. В отличие от вещей, созданных в результате переработки, которые могут поступать в собственность, как переработчика, так и собственника материалов, отходы в любом случае с момента возникновения принадлежат собственнику материалов (п. 1 ст. 2 Закона). Право собственности на отходы может быть в дальнейшем приобретено другим лицом только на основании договора купли-продажи, мены, дарения, иной сделки по отчуждению отходов, за исключением случая, когда отходы представляют собой вещи, от которых собственник отказался (ст.226ГК).
Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (ст. 221 ГК), в том числе путем лова и добычи, является основанием для приобретения права собственности, как правило, на объекты природного происхождения (ягоды, грибы, рыба, дикие животные), хотя перечень общедоступных вещей законом не ограничен и носит открытый характер. Большинство общедоступных вещей являются чьей-либо собственностью, поскольку находятся в лесах, водоемах, на иной территории, имеющей собственника.
Обратимся теперь к такому первоначальному способу, как приобретение права собственности на бесхозяйственное имущество, находку, безнадзорных животных и клад. (Приложение1) Выступая в гражданском обороте как объект права, имущество вместе с тем имеет субъекта, которому оно принадлежит. Возможны, однако, случаи, когда имущество в силу тех или иных юридических фактов оказывается бесхозяйным (бессубъектным).
Основания и способы приобретения права собственности на бесхозяйные движимые вещи раскрываются в нескольких статьях ГК. К бесхозяйным ГК относит вещи, от которых собственник отказался (ст. 226), находку (ст. 227 и 228), клад (ст. 233), безнадзорных животных (ст. 230 и 231).
Вещь может считаться бесхозяйной в трех случаях (и. 1 ст. 225 ГК): во-первых, когда она вообще не имеет собственника; во-вторых, когда ее собственник неизвестен; в-третьих, когда собственник отказался от права собственности на вещь.
Общее правило (п. 2 ст. 225 ГК) говорит о том, что если в указанных нормах прямо не предусмотрено иное, право собственности на брошенные собственником вещи, находку, клад, безнадзорных животных приобретается в силу приобретательной давности. Таким образом, приобетательная давность применяется к названным случаям, если, с одной стороны, не были соблюдены установленные в ГК специальные условия приобретения права собственности на брошенные вещи, находку, клад, безнадзорных животных, а с другой стороны, имеет место факт открытого, непрерывного, добросовестного владения этими вещами как собственными в течение пяти лет (ст. 234 ГК).
Следует отметить, что к разряду бесхозяйных вещей не может относиться такое имущество как боевое оружие, государственная часть музейного фонда и тому подобное, то есть имущество, имеющее ограниченную оборотоспособность или закрепленное в федеральной собственности с запретом их отчуждения.[8] Тем не менее, закон не запрещает передачу имущества, имеющего историческую и культурную ценность от одного объекта культуры к другому в ходе реорганизации. В качестве примера можно привести распоряжение Правительства РФ о реорганизации особо ценного объекта культурного наследия народов РФ – Государственного Русского музея путем присоединения к нему в качестве структурного подразделения имущественного комплекса государственного учреждения «Летний сад и Дворец – музей Петра I».[9]
Для обращения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей установлены особые правила: если муниципальному органу, на территории которого они находятся, становится известно, что эти вещи являются бесхозяйными, по его заявлению они должны быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. По истечении года с момента постановки на учет орган, управляющий муниципальным имуществом, вправе требовать признания права муниципальной собственности на недвижимость через суд. Признание имущества муниципальной собственностью — право, а не обязанность суда, и в требовании муниципальному органу может быть отказано. Если это происходит, права прежнего собственника недвижимости сохраняются и он может в любой момент возобновить владение, пользование и распоряжение объектом. Когда указанный объект находится в добросовестном владении другого лица, с момента отказа суда признать право муниципальной собственности начинает течь срок приобретения прав на недвижимость в силу приобретательной давности.
Ситуация, при которой у вещи нет собственника или когда собственник неизвестен, не подпадает под действие статьи 225 ГК, считает Г.А.Волков, потому что владение земельным участком будет означать самовольное занятие земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. По той же причине ст.225 не распространяется на случаи, когда земельный участок был предоставлен в пожизненное наследуемое владение, в постоянное (бессрочное пользование), временное пользование или аренду, но владелец, пользователь или арендатор его бросил. Поэтому, по мнению Волкова речь может идти только о брошенном земельном участке, который ранее был в собственности гражданина или юридического лица, но от которого гражданин или юридическое лицо отказались.