Смекни!
smekni.com

Тоталитарное государство 3 (стр. 4 из 11)

Второй случай возможного приобретения права собственности на земельный участок по давности владения заключается в следующем. Гражданин или юридическое лицо совершили сделку, по которой право собственности на земельный участок должно было перейти к одному из них, однако переход права не зарегистрирован в установленном порядке по независящим от них причинам, например, в результате неправомерного действия (бездействия) другой стороны сделки или третьих лиц. То же самое может происходить при предоставлении гражданину или юридическому лицу земельного участка в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если право собственности на земельный участок не зарегистрировано в установленном порядке по той же причине.[10]

Что же касается движимых вещей, брошенных собственником, то они могут быть обращены другими лицами в собственность в порядке, предусмотренном в ст.226 ГК РФ. В их числе лицо, в собственности, владении или пользовании которого земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенная вещь. Если стоимость вещи явно ниже установленного законом минимума (ниже пяти минимальных зарплат), либо относится к тем, которые перечислены в абзаце первом п.2 ст.226 (например, к отходам), то указанное лицо, приступив к использованию вещи либо совершив иные действия по обращению ее в собственность, может стать собственником вещи. При отсутствии других претендентов на эту вещь обращаться в суд для приобретения на нее права собственности не требуется. Другие брошенные вещи (например, вещи, которые не находятся на соответствующем земельном участке, или вещи, стоимость которых превышает установленный законом минимум) поступают в собственность завладевшего ими лица, если по его заявлению они признанны судом бесхозяйными.

Находка, как действие (поступок), само по себе не ведет к возникновению права собственности у лица, нашедшего вещь. Нормы о находке, в первую очередь, защищают интересы собственника потерян­ной вещи и направлены на восстановление владения вещью им самим или иным управомоченным лицом. Только в случае, если собственник не будет установлен или вещь не будет востребована лицом, имеющим на нее законное право, нашедший сможет обратить находку в свою соб­ственность.

Собственник или лицо, управомоченное на получение вещи, могут быть известны нашедшему, в этом случае он обязан сообщить им о на­ходке и возвратить ее самостоятельно. Вещь, найденная в помещении или на транспорте, сдается лицу, представляющему владельца помеще­ния или транспорта. Именно это лицо будет исполнять обязанности и приобретать права лица, нашедшего вещь[11].

В случаях, когда собственник вещи или лицо, имеющее на нее пра­во, нашедшему неизвестны, он сообщает о находке в органы милиции или местного самоуправления. При этом вещь, но выбору нашедшего, остается на хранении у него самого либо сдается этим органам.

В отношении находки нашедший обязан проявлять обычную сте­пень заботливости, не допускать ее утраты, повреждения или порчи. Если вещь все-таки была повреждена или утрачена, он отвечает за это перед лицом, имеющим право на вещь, только при наличии в его дейст­виях умысла или грубой неосторожности.

Скоропортящиеся вещи или вещи, расходы на хранение которых несоразмерно велики по сравнению с их стоимостью, могут быть реализованы. Обязательное условие реализации — получение письменно­го подтверждения размера выручки. Выручка в полном объеме возвращается лицу, управомоченному на получение вещи.

Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке собственник или управомоченное на получение вещи лицо не будут установлены или не заявят о своем праве, нашедший вправе приобрести ее в свою собственность. При отказе нашедшего от этого права вещь поступает в собственность соответствующего муниципального образования.

Надлежащее исполнение обязанностей, связанных с находкой, предполагает возникновение у нашедшего вещь лица определенных прав. Во-первых, в случае возврата вещи управомоченному лицу или в случае перехода вещи в муниципальную собственность нашедшему возмещаются расходы, связанные с ее хранением, сдачей или реализа­цией. Во-вторых, нашедший вправе требовать выплаты вознагражде­ния лицом, управомоченным на получение вещи. Размер вознагражде­ния ограничен и не может превышать 20% стоимости вещи. В тех слу­чаях, когда стоимость вещи не может быть определена или ее рыночная стоимость настолько мала, что вещь имеет ценность лишь для ее вла­дельца, размер вознаграждения определяется но соглашению сторон. Если при оценке стоимости вещи имеются разногласия между сторо­нами, суду следует руководствоваться нормами Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Россий­ской Федерации»[12] и принятыми во исполнение этого Закона стандартами оценки.

Специфической разновидностью вещи являются животные. Безнадзорные домашние животные и пригульный скот в соответствии со ст. 230 ГК возвращаются собственнику задержавшим их лицом. Если собственник неизвестен, это лицо обязано в течение трех дней известить орган милиции или местного самоуправления, которые предпринимают меры по розыску владельца животного.

До момента, когда собственник будет найден, животное остается у задержавшего его лица. На нем в этом случае будут лежать обязанности по содержанию животного. Животное может быть передано на содержание в пользование другого лица. Особенность животных как спе­цифического вида имущества заключается в том, что их владелец в силу прямого указания закона (ст. 137 ГК) обязан обращаться с ними в соответствии с требованиями гуманности, не допуская жестокого обращения. Независимо от того, у кого животное находится, ему должны быть обеспечены надлежащие условия содержания и обращения. При отсутствии у лица условий для содержания, по его просьбе устройство животного осуществляют органы милиции или местного самоуправления. В случае гибели животного по вине лица, задержавшего животное, или лица, которому оно было передано на содержание, виновный несет имущественную ответственность в пределах стоимости животного.

Основания приобретения в собственность безнадзорных животных и пригульного скота схожи с основаниями приобретения права собст­венности на находку. Если в течение шести месяцев с момента поступления заявления органу милиции или местного самоуправления собст­венник животного не объявляется и не заявляет о своих правах, живот­ное поступает в собственность того, кто его содержал. При отказе последнего от этого права животное переходит в собственность муни­ципального образования.

Животное возвращается собственнику при условии, что он заявил о своих правах в течение шести месяцев. От собственника может быть потребовано подтверждение его прав. Стороны — собственник и задер­жавшее животное лицо — не ограничены в средствах и способах доказывания своей позиции и в случае возникновения спора могут исполь­зовать любые доказательства, предусмотренные действующим процес­суальным законодательством. Доказательствами могут являться доку­менты, вещественные доказательства, свидетельские показания, пояснения лица, заявляющего о своем праве (в том числе если они сви­детельствуют о том, что указанное лицо действительно владело дан­ным животным, знакомо с его особенностями, о которых не может знать случайное или постороннее лицо).

Косвенно факт владения жи­вотным может подтвердить реакция самого животного.

Однако не всегда доказать право собственности возможно четко и однозначно. Если животное не было зарегистрировано в специальных учетных документах, у него отсутствуют специальные знаки, напри­мер, клейма, документально зафиксированные индивидуализирую­щие признаки, подтвердить можно лишь факт владения им. В данном с случае перед судом встанет непростой вопрос, который часто возникает при спорах о праве на движимые вещи: насколько владение вещью подтверждает права на нее. Презумпция, по которой владение подтверждает собственность в отсутствие сведений об ином, довольно широко распространена на практике, однако законного основания не имеет. Особая ситуация складывается, когда собственник истребует животное после его перехода в собственность другого лица. Основанием для этого могут быть лишь два обстоятельства. Во-первых, если животное сохраняет привязанность к бывшему собственнику; во-вторых если новый собственник содержит животное ненадлежащим образом, допускает по отношению к нему жестокость, т.е. нарушает требования ст. 137 ГК.

До момента передачи животного собственнику, муниципальному образованию или до момента приобретения на него права собственно­сти лицо, содержащее животное, вправе использовать его, извлекать из пользования имущественную выгоду. Такое использование является законным (ст. 136 ГК), а полученные в результате плоды, продукция, доходы с момента своего возникновения поступают в собственность лица, содержащего животное. При возврате животного стоимость полученной выгоды собственнику не возмещается.

Лица, задержавшие безнадзорных животных, имеют право на вы­плату вознаграждения в соответствии с п. 2 ст. 229 ГК в размере до 20% стоимости животного, а если оно представляет ценность только для его собственника, — размер вознаграждения определяется соглашением сторон. Лица, содержавшие животных, вправе требовать от собственника возмещения расходов на содержание, но лишь в той части, в какой они были необходимы.

Кладом, в соответствии со ст. 233 ГК, признаются деньги или иные ценные предметы, которые зарыты в землю или сокрыты иным образом. «Зарыты» или «сокрыты» не означает, что ценности были со­крыты исключительно в результате волевых действий их прежнего владельца. Важно то, что эти предметы не могут быть обнаружены при простом осмотре земельного участка, здания, сооружения, дна водоема и т.д., а их обнаружение так или иначе носит элемент случайности. Следовательно, даже несмотря на наличие информации об этих ценностях, заранее и с достоверностью неизвестно, есть ли они в данном месте или нет.