Смекни!
smekni.com

Европейский союз или ЕС (стр. 3 из 4)

Когда рухнул «реальный социализм» и конфронтация между Востоком и Западом ушла в прошлое, нейтралитет утратил для этих стран прежнее значение, они смогли вести себя более рискованно и, естественно, одна за другой попросились в ЕС. Переговоры о полноправном членстве Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции начались в конце 1993г. , а годом позже, с 1 января 1995г. эти страны вошли в Европейский союз.

Правда, не все. Норвегия в декабре 1994г. в последний момент остановилась у порога ЕС из – за того, что на референдуме противники этого шага получили небольшой перевес. Швейцария подавшая заявку на вступление в Союз еще в мае 1992г., осталась за порогом упомянутого референдума. Правительство этой страны продолжает считать вступление в ЕС своей долгосрочной целью, а до ее достижения отношения с ЕС развиваются на основе двухсторонних соглашений в различных областях сотрудничества. Исландия пока тоже осталась в стороне, поскольку ее не устроили правила вылова морепродуктов в территориальных водах ЕС. Нет сомнения что через несколько лет и эти страны окажутся интегрированными с ЕС не только де-факто, но и де-юре.

Итак, спустя 37 лет после начала функционирования ЕС эта организация вобрала в себя почти всю Западную Европу. Шаг за шагом, территория Евросоюза увеличивалась почти в 2,5 раза, население- в 1,6 раза. Совокупный объем ВВП- более чем в 1,7 раза. К началу 1995г. образовалась тесно взаимосвязанное хозяйственное, политико-правовое и социально-культурное пространство в составе 15 стран, постепенно эволюционирюущее в направлении единого полигосударственного организма. Подспудно идущий, несмотря ни на какие перепетии политической жизни, интеграционный процесс получил, наконец, адекватное институциональное и юридическое завершение. Совокупный валовой продукт этого блока составляет около 20% мирового ВВП, а экспорт – 39% мирового вызова товаров и услуг. Исторической значение этой реалии трудно переоценить.

Но это лишь, так сказать, видимая часть айсберга. Нельзя упускать из виду ту часть европейского интеграционного процесса, которая протекает между Евросоюзом и соседними странами: Исландией, Норвегией и Швейцарией в Западной Европе и примерно таким же числом стран Южного и Восточного Средиземноморья. Все они в той или иной мере вовлечены в этот процесс и постепенно подходят к той его стадии, когда назревает необходимость оформить реально сложившиеся экономические связи юридически – вступить либо непосредственно в ЕС либо ту или иную форму ассоциации с ним.

Продвижение ЕС на Восток

Расширение на Восток – политика ЕС по интеграции в Европейское сообщество стран Центральной – Восточной Европы. После падения Берлинской стены и распада Советского Союза главной стратегической задачей ЕС стала политика продвижения на Восток.

Следуя своему стратегическому курсу расширения на Восток, Европейский союз подписал соглашение об ассоциированном членстве с большинством стран Центральной и Восточной Европы. Для этих целей созданы программы ФАРЕ и ТАСИС и продолжен проект трансмодальных коридоров.

Программа ФАРЕ рассчитана приемущественно на страны Центральной Европы, находящиеся в первом эшелоне возможных кандидатов на вступление в ЕС. Программа предоставляет безвозмездную финансовую поддержку экономических преобразований и укрепления демократических сообществ. Кроме технического содействия она способствует приобретению «накопленного опыта сообщества», завершению рыночных реформ и рекоструктуризации экономики в целях создания необходимых условий для будущего членства в ЕС.

Программ ТАСИС предназначена для содействия развитию рыночной экономики и демократии в странах Содружества Независимых Государств путем безвозмездного предоставления ноу-хау. В 1991г. были утверждены принципы оказания Европейским сообществом поддержки рыночным преобразованиям в советских республиках, а Европейская комиссия назначена органом, отвечающим за управление программой. В 1992г. новые независимые прибалтийские государства присоединились к программе ФАРЕ для стран Центральной и Восточной Европы. В 1993г. в число участников вошла Монголия.

Европейские транспортные коридоры. После падения «железного занавеса» особенно актуальными стали проблемы общеевропейской транспортной интеграции. Этот стратегический курс Европейского союза обусловоен открывшимися перспективами для торговли и экономики, улучшения транспортного сообщения между Западом и Востоком Европы.

Для современной Восточной Европы проект международных транспортных коридоров ЕС предоставлял реальную возможность мирохозяйственной интеграции. Однако упадок экономики и крупномасштабная коррупция в Восточной Европе сделали невозможным в обозримом будущем вступление в ЕС и реализацию проектов международных транспортных коридоров.

В 1991г. в Лондоне был создан Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для содействия перехода к открытой экономике на основе предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. Банк поощряет софинансирование и прямые иностранные капиталовложения из частных и государственных источников, помогает мобилизовать отечественный капитал, а также обеспечивает техническое сотрудничество в соответствующих областях. Банк предоставляет кредиты для осуществления конверсии военно-промышленного комплекса, проектов развития и модернизации сельского хозяйства, добычи и переработки нефти и др. В состав акционеров банка входят Европейское сообщество, Европейский инвестиционный банк, европейские и другие страны. ЕБРР является региональным международным финансовым учреждением, действующим в государственном и частном секторах. ЕБРР открыл кредитные линии по развитию малого и среднего бизнеса в странах ЦВЕ.

По своему геостратегическому значению задача расширения ЕС на Восток сравнима лишь с созданием самого Европейского сообщества в середине двадцатого столетия. Однако остается открытым вопрос восточных границ и скорости объединения. Становится очевидным, что этот процесс будет значительно более медленным, чем казалось после падения «железного занавеса».

На Западе не однозначно оценивают процесс продвижения ЕС на Восток. Великобритания продолжает балансировать между «европиизмом» и «атлантизмом», выступает за более тесное экономическое сотрудничество с США и НАФТА. Имеются предложения по экономической и североатлантической интеграции на городском уроне по аналогии средневекового Ганзейского союза. Германия возлагает надежды на положительный экономический результат от интеграции в силу своего геостратегического положения. Для Франции расширение на Восток, наоборот, не является первостепенной экономической проблемой. Восточная Европа, принадлежащая к православной цивилизации, никогда не будет частью преимущественно западно-христианского ЕС. Россия слишком велика, чтобы стать членом ЕС. Украина с коррумпированной элитой представляет угрозу западным ценностям. В Западной Европе ширится движение против «Евроленда», включая противодействие расширению Европейского союза и наплыву мигрантов (дешевой рабочей силы).

Вывод

После двух мировых войн Европа выбрала путь к экономической и политической интеграции, способствующей миру на континенте. Европейская интеграция является длительным процессом, включая этапы создания таможенного, торгового, валютного союза. Во второй половине 20 века здесь сформировался один из трех мировых полюсов экономического и технологического развития.

Военно-политическая мощь Западной Европы исключительно слаба. Если Европейский союз является одним из экономических центров силы, сопоставимым с США, то в военном отношении Западная Европа значительно уступает своему атлантическому союзнику. Поэтому, чтобы стать мировым политическим игроком в противовес США, Западная Европа должна выбрать между расходами на продвижение на восток и увеличением военных статей бюджета. Однако в подходе к наращиванию военной мощи в Европе нет единства. Например, Англия, наиболее преданная союзница США против усиления военной мощи континентальной Европы.

Для того, чтобы лучше понять историю восхождения Европейского сообщества от торгово-экономического блока к экономическому и валютному союзу и предстоящее его перерастание в политический союз с единой внешней, оборонной и внутренней политикой, важно с самого начала вспомнить структуру его органов власти и управления, тот институциональный каркас, который позволяет этому конгломерату разнокалиберных стран не только вот уже почти пол века держаться вместе и улаживать расхождение своих интересов, но и продвигаться все дальше по пути экономической, правовой и политической интеграции, несмотря не на какие внутренние коллизии и международные бури.

Институциональная система ЕС не похожа ни на одну из ранее существовавших. Предпосылки исторического характера, объективные особенности «шестерки» и сильное влияние «европеистов» позволили заложить в Парижском и двух Римских договорах такой институциональный фундамент, который обеспечивал бы плавильный переход от системы самостоятельных государств к системе федерального типа. В отличие от обычных международных организаций, в том числе от ЕАСТ, здесь с самого начала был взят курс на сочетание межгосударственных и надгосударственных институтов, но с явным уклоном в сторону последних.

Западная Европа дала миру не только классический образец последовательного и неотвратимого углубления процесса интеграции вплоть до завершающей его стадии, но и модель разрастания его вширь, вовлечения в зону активного интегрирования все новых соседних стран по мере их дозревания до нужных экономических и политических кондиции.