Смекни!
smekni.com

Казачество в современной России (стр. 2 из 3)

3.В свете кавказского пожара

Нынешний интерес Кремля к казачеству во многом есть следствие "подобной подземному пожару" ситуации на Кавказе. Когда ситуация в регионе медленно, но верно движется к катастрофе, кремлевская власть наконец вспомнила о казачестве.

В начале 90-х, когда либеральные "младореформаторы" занимались разграблением российской экономики, в Чечне и Ингушетии русское и казачье население изгонялось и физически истреблялось, а из других республик бежало само. Но тогда это никого не волновало, ельцинская власть к воплям казаков о помощи была абсолютно глуха, хотя уже тогда существовал проект переселения уральских казаков из Казахстана на Кавказ и расселения их в терских казачьих станицах. Предусматривалось возвращение Ставропольскому краю казачьих районов на Тереке, присоединенных к Чечено-Ингушетии во времена Хрущева. Однако все проекты остались проектами, даже реальной помощи (в лучшем случае — пустой земельный участок) казаки-беженцы не получали.

Нынешний, конечно во многом декларативный, патриотизм московских властей тоже, по большому счету не идет дальше лозунгов о поддержке казачества. В 2001 году Владимир Путин посетил терскую станицу Екатериноградскую и получил в подарок черкесску, весной 2005 приехал в станицу Вешенскую на торжества, посвященные 100-летию Шолохова, и встретился с реестровыми атаманами. Там выступил атаман Терского казачьего войска Бондарев, чье выступление больше походило на крик боли и отчаяния, Речь терского атамана президент России выслушал молча и опустив глаза. В угоду "межнациональному миру" и "стабильности" центральные власти в очередной раз бросают русское население Кавказа на произвол местным владетелям. Кремль, по-прежнему со странным спокойствием наблюдает за продолжающимся процессом деградации и уничтожения русского населения Кавказа.

У казачества, практически нет перспектив в национальных кавказских республиках, за исключением Осетии. Уже почти не осталось казаков в Дагестане. В Чечне те немногие казаки-"смертники", кто отважился вернуться на свою землю, получают за отобранное и разрушенное жилье компенсацию ( притом в три раза меньшую чем вернувшиеся чеченцы) и уезжают снова. Отношение и населения и кадыровской власти к ним откровенно злобное. В Ингушетии, где впервые, еще в "перестроечном" СССР, начался организованный и планомерный процесс уничтожения сунженского казачества ( в июле 1992 года из станицы Троицкой выехало 500 (пятьсот) семей), их сейчас 3% от "довоенного" уровня. и там им отведена роль "декоративного напыления". Немногим лучше ситуация в других кавказских республиках.

Фактически существует информационная блокада темы "русского Косово" — этноцида терского казачества в Чечне и Ингушетии. В правительственных (и, само собой, либеральных) СМИ эту тему затрагивать категорически запрещено. В середине девяностых, в Ставропольском крае, на голом месте, посреди безводной степи казаки-беженцы копали землянки, а потом строили дома и заново создавали станицы. Но информация об этих событиях, и даже сами названия новых станиц (например Новосунженская) — скрывается как самая страшная государственная тайна. Следствием "политики умолчания" явилось лишение сотен тысяч русских людей не только материальной, но и духовной помощи, элементарного сочувствия и сострадания и похоже, что власть это не волнует. А "оппозиционные" властям либеральные "гуманисты-правозащитники", всегда мгновенно слепли и глохли, как только речь заходила о соблюдении "прав человека" в отношении терских казаков.

Информационная и психологическая война против казачества на Кавказе идет вовсю. "Сторожевые собаки Империи", "палачи свободолюбивых горцев" — подобные высказывания обычны и в газетах (особенно в "россиизированных" Чечне и Ингушетии) и в университетских аудиториях национальных республик. В общественном сознании народов Кавказа насаждается мысль, что казаки не только не имеют прав на какие-либо исторические территории и культурную автономию, они не имеют права вообще именоваться людьми.

Для ликвидации казачества используются не только прямые методы, такие как физическое уничтожение или изгнание неугодных казачьих лидеров и наиболее активной части казачьего населения. Самый главный и проверенный метод — выхолащивание казачьего движения, постановка в руководство казачьими организациями "удобных" легкоконтролируемых атаманов, задача которых — сдерживать движение "изнутри", не давать ему развиваться. "Карманные" атаманы имеют солидную административную и финансовую поддержку, и их смещение силами казачьих "низов" практически невозможно. Такие же "атаманы", усердно проклинавшие "Империю", были и в административных структурах "независимой Ичкерии" при Дудаеве и Масхадове.

Но, надо отметить, что далеко не все атаманы в национальных республиках Кавказа "куплены", среди них есть ещё очень много честных и порядочных людей, ведущих борьбу за интересы русского населения и порой жертвующих ради этого жизнью. Подкользин, Стародубцев, Ложкин, Наумов, похищенный и убитый атаман станицы Зеленчукской в Карачаево-Черкесии (его имя автор статьи так и не смог узнать) — это далеко не полный список казачьих атаманов погибших на Кавказе в последние пятнадцать лет.

Реально и эффективно действующие казачьи общины на Кавказе уже существуют и среди изначально неказачьего населения. К примеру, среди потомков украинских переселенцев. Люди стихийно, когда ситуация становятся невыносимой, создают казачьи организации, неподконтрольные властям. На это косо посматривают "штатно-административные" атаманы, а местные власти, прямо преследуют подобное "неформальное" казачество.

Но, если на Кавказе, включая и Дон, казачество еще имеет хоть какой-то потенциал как реальная общественная сила, и пользуется теперь хоть каким-то вниманием властей, то в других казачьих регионах — Сибири, Урале, Волге, — оно вообще находится на обочине общественной жизни, и его потенциал никем не востребован.

Редким положительным примером сотрудничества власти и казачьих организаций является Ставропольский край. Юго-восток края представляет собой кризисную зону слабоконтролирумую краевыми властями. Туда идет массовый приток жителей Дагестана и Чечни, а русское население из юго-восточных районов бежит. В условиях кризиса руководство края активно и эффективно поддерживает казачье движение. Казачьи общины созданы в большинстве населенных пунктов, они поддерживают общественный порядок, создают свои фермерские и коллективные хозяйства, ведут организационную и просветительскую работу. Сейчас в Ставрополье казачество возглавляемое атаманом ТКВ Василием Петровичем Бондаревым — серьезная, уважаемая и авторитетная общественная сила.

Когда, как в случае со Ставропольским краем, где общая ситуация в крае выходит из-под контроля властей и возрождения казачества требует сама жизнь, низовые интересы казаков и краевой власти совпадают. Однако, если где-то казачье движение оказывается не угодно властям, а люди всё равно реально пытаются организовать свою жизнь — там на них обрушивается вся мощь административно-репрессивной машины, делается все, чтобы вернуть их в состояние аморфной социально-атомизированной массы.

"Декоративное" казачество существующее зачастую под прямым контролем местных "князьков" служит инструментом для гашения идущей снизу социальной активности и разрушения казачьего движения изнутри. Невозможность смены "административных" атаманов, подлоги, клевета, поощрение внутренней междоусобицы, провокации и убийства — все идет в ход. Есть так же множество примеров прямого использования "казачьего" статуса для создания структур стоящих на страже интересов определенных властных групп.

К примеру, проблему уничтоженного в Чечне и Ингушетии терского казачества, пророссийское руководство этих республик решило очень просто. Создано "чеченское казачество", "ингушское казачество" состоящие из представителей "титульных" наций. Уже много случаев когда у убитых боевиков находили удостоверения "чеченских казаков". А в "Союзе казаков Ингушетии" русских казаков состоит всего около ста человек (к 1991 году на территории нынешней Ингушетии проживало, по разным оценкам от 30 до 80 тысяч казаков-сунженцев).

Здесь необходимо отметить, что закон 2005 года "О государственной службе российского казачества" позволяет теперь всем, хоть африканцам, хоть эскимосам, абсолютно легально создавать свои "казачества" и становится "казаками". Вполне возможно, что нормативная база нового закона о казачестве приведет к правовому закреплению различного рода "частных армий" местных северокавказских правителей, к появлению легальных, но слабоконтролирумых военизированных формирований ( "эскадронов смерти"?) из "чеченских", "ингушских", "адыгейских" и иных "казаков". А настоящее этнически самобытное казачество, вместе со всей своей многовековой историей и христианской культурной традицией будет окончательно похоронено.

4. Перспективы казачества

Казачество в современной России нужно власть предержащим только в том виде, в каком оно им выгодно, и только в той мере организованности, в какой оно служит их интересам. Выход же за отведенные рамки невозможен. Реальное, а не декоративное возрождение казачества, как широкого социально востребованного движения входит в противоречие с реалиями современной российской административной и правоохранительной системы.Люди с чувством собственного достоинства, способные к самоорганизации, опасны для властей всех уровней. Но и сохранение нынешнего положения вещей есть прямой путь к катастрофе, что уже осознается самой властью.

Особое казачье мироощущение, "казачий дух" не химера и не фикция, все это реально существует, и особая казачья ментальность свойственна довольно широким массам людей. Но все же резких, принципиальных отличий между казаками по происхождению и остальным русским народом нет. Увы, но все общероссийские проблемы: пьянство, безработица, отток социально активной молодежи свойственны и казачьим станицам. Нынешнее движение казачьего возрождения основывается на очень зыбком фундаменте — особом исторически сложившемся казачьем мироощущении и мироотношении. Но этот "казачий дух", особая казачья ментальность, носителями которой являются люди старшего поколения постепенно истончается и исчезает.